Самое молодое кино Астаны выбирает серьезные темы

В столице названы победители и призеры II молодежной премии KinostArt-2018 – выбор кинокритиков Казахского национального университета искусств.

06 Марта 2018 12:29 Автор: Влада Гук
Самое молодое кино Астаны выбирает серьезные темы
Фото: Влада Гук

Кинопремия присуждалась лучшим студенческим фильмам, созданным в мастерских кино и телевидения киношкол и вузов Астаны в 2017 году.

В состав жюри вошли профессора и преподаватели специализации «Киноведение» КазНУИ и члены ассоциации кинокритиков Казахстана во главе с доктором искусствоведения, президентом ассоциации кинокритиков Гульнарой Абикеевой. А в церемонии награждения приняли участие известные деятели отечественного кино: легендарная Кыз Жибек – заслуженная артистка Казахстана Меруерт Утекешева, режиссеры Ася Сулеева, Ерлан Нурмухамбетов, Ануар Райбаев, художник кино Умирзак Шманов, дизайнер Зейнеш Абжанова и другие.

Церемония прошла стильно, весело и довольно камерно – в пространстве «Кухня WE». С другой стороны, народу набилось столько, что яблоку негде было упасть (а вот наградные статуэтки из рук взволнованных лауреатов, было, падали).

«Почему вообще возникла премия «Киностарт»? Потому что мне было больно, что основное кинодвижение происходит в Алматы, а астанинских ребят не видят и не слышат, – говорит руководитель проекта, киновед, член ассоциации кинокритиков Казахстана, член Национальной академии кинематографических искусств и наук Казахстана Инна Смаилова. – Нам хотелось представить астанинскую кинематографическую школу».

По словам Инны Смаиловой, вначале премия KinostArt была задумана как университетская, но уже на второй год своего существования она стала городской.

«Для первой премии киноведы мастерской искусствоведения при поддержке ректора, кафедры, факультета собрали работы всех ребят за 2016 год. Это были курсовые и дипломные работы. Но многие из этих фильмов к тому времени уже спокойно участвовали в различных казахстанских кинофестивалях: «Бастау», «Байконур», «Сарыарка». А затем мы поняли, что кино снимают не только у нас, в КазНУИ, и решили объединить усилия. Свои картины прислал Назарбаевский университет, где есть великолепная техническая студия, и там было очень много интересных работ. Кроме того, в конкурсе есть работы от Евразийского университета имени Гумилева и даже одна картина из медицинского университета. Она серьезная. Вообще, в этом году меня поражает серьезность тем, которые выбирают молодые кинематографисты».

В конкурсе участвовали игровые и документальные картины короткого метра, телевизионные проекты и один анимационный фильм.

«О чем теперь снимают? Обо всем. Если говорить о социальной проблематике, то наших молодых кинематографистов особенно интересует проблема семьи. Отношения отцов и детей, возможность диалога поколений. Очень много картин на эту тему, и это картины, в которых сразу чувствуется искренняя боль, волнение. Есть авторы, которые пытаются уже сейчас развиваться в коммерческом плане, применять визуальные технологии. Много картин, связанных с комикс-культурой, со всеми этими новыми вещами. Но если в прошлом году в фильмах у участников преобладала какая-то бравада, то в этом году она как бы и осталась, но больше заметно стремление серьезно, глубоко исследовать тот мир, в котором они живут», – рассказывает Инна Смаилова.

В итоге большинство призов достались все-таки кинематографистам из Университета искусств.

Фильм «1924» Даулета Исинбаева (КазНУИ, мастерская Ануара Райбаева) получил сразу два специальных приза: «За визуальную концепцию фильма» и приз сайта о кино Vosmerka.kz «За гармоничное сочетание формы и содержания, тонкое мировосприятие и режиссерское видение жанрового кино». Специальный приз имени Бауыржана Ногербека присудили фильму «Таң атты» (режиссер Султан Жумабекулы, КазНУИ, мастерская Жанибека Нурбекулы). Специальный приз «За открытие границ и отображение социальных проблем» присудили фильму «OHIO» режиссера Бауржана Калкабаева (ЕНУ).

Приз за лучшую актерскую работу получил (из рук Меруерт Утекешевой) актерский ансамбль картины «Темно» режиссера Мансура Баймухамбетова (КазНУИ, мастерская Ануара Райбаева).

Лучшая операторская работа – Куляш Балтабекова (документальный фильм «Карабас», КазНУИ, мастерская Талгата Тайшанова). Лучший монтаж – «Кто Я» (режиссер  Арман Каиржан, КазНУИ, мастерская Ануара Райбаева). Лучший сценарий – «Разрушение» (режиссер Еламан Шаубанов, КазНУИ, мастерская Сламбека Тауекела). Лучшая режиссура – «Дюма. Притча о серой жизни» (режиссер Елжас Ертысбаев, КазНУИ, мастерская Ерлана Нурмухамбетова). Лучший телевизионный проект – «Профессия мечты» (Айнур Сагандык, КазНУИ, мастерская Алмы Утекешевой). Лучшая анимационная работа – «Собака» (Мейржан Сандыбай, КазНУИ, мастерская Жанибека Нурбекулы). Лучший документальный фильм – «День мясника» (Нурсултан Нускабеков, КазНУИ, мастерская Ерлана Нурмухамбетова).

Пока трудно сказать, где можно будет увидеть эти картины, их наиболее вероятная судьба – фестивали и локальные показы. Но «две главные» картины «Киностарта» показали прямо на церемонии награждения.

Кроме того, они отправляются на конкурс кино «Выбор критиков – 2018», который состоится 19 марта в Алматы.

«Ассоциация кинокритиков Казахстана проводит свое награждение, уже в масштабе страны. В этом году мы сразу же договорились, что наши лучшие картины участвуют, в номинации «Короткий метр», в конкурсе «Выбор критиков». Должна была идти только одна картина, но, так как интересных картин оказалось больше, мы решили, что их будет две. Для ребят это большой престиж, реклама на всю республику», – поясняет Инна Смаилова.

Что же это за картины? Это победитель «Киностарта-2018» в номинации «Лучший игровой фильм» – «Zhel» режиссера Адилета Абиша, Назарбаев Университет. И Гран-при – фильм «Самал» (режиссер Шугыла Сержан, КазНУИ, мастерская Ерлана Нурмухамбетова).

«Zhel» – это фантастический фильм о событиях Желтоксана (да, оказывается, такое возможно). По сюжету молодой парень из нашего времени встречает девушку из декабря 1986 года, участницу студенческого протеста. Что это: сон, бред, галлюцинация или результат случайного пересечения временных пластов – можно понимать по-разному. Так или иначе, оставшись с глазу на глаз, герои выясняют, для чего был нужен Желтоксан и оправдались ли в будущем жертвы, принесенные его участниками.

Если Zhel похож на театральную пьесу, где большая часть действия происходит в замкнутом пространстве и основная сила – в диалогах, то в картине Шугылы Ержан «Самал», напротив, говорят очень мало – это история, целиком рассказанная языком образов. Героиня фильма, девушка по имени Самал приезжает из города домой, в аул. Дома – старуха мать, впавшая в детство, и старший брат, которому надоело за матерью ухаживать и тоже хочется в город, жить своей жизнью. Кажется, что здесь никто никого не любит, некого жалеть и ждать хорошего не приходится, но это только кажется. На самом деле это история, придающая силы жить.

Фильм снимали в ауле в Алматинской области, и жители аула участвовали в съемках – и в кадре, и за кадром.

Рассказывает продюсер и второй режиссер фильма Амир Аменов:

«Мы искали такой аул, чтобы был дом на окраине и, когда выходишь, чтобы сразу были видны холмы. У нас есть друзья в Алматы, они нам скинули фотографии, этот аул оказался идеальным. Там очень много красивых локаций, которые мы даже не все смогли снять, потому что для них не было места в сюжете. Если так можно сказать, этот аул не пострадал от улучшений. В других аулах, которые были в округе, видны спутниковые тарелки, новые здания. А этот, живописный, маленький, как будто остался в прошлом, и нам это на руку». По словам Амира Аменова, почти все актеры в фильме непрофессиональные, кроме двух исполнителей главных ролей:

«Самал – Жанэля Аликова, снималась в фильме «Аңшы бала» («Мальчик-охотник») Ерлана Нурмухамбетова в 2014 году и еще в разных сериалах в Алматы. Ее старшего брата играл Рустем Жаныоманов, актер театра в Алматы, он снимался в фильме «Ореховое дерево» и других. Эти актеры играли в фильмах нашего мастера Ерлана Нурмухамбетова. Все жители аула нам помогали: с транспортом, питанием, проживанием. И участвовали в съемках, как актеры. Не бесплатно, но платили мы немного – так, по-казахски благодарили. Потому что бюджет фильма был небольшой, даже неудобно говорить какой. Мы просто втроем сложились: я, Шугыла и оператор Азамат Муканов, у которого это была дипломная работа».

Хотя в концепции «Киностарта» заложены такие цели, как представление астанинской киношколы и «рождение неповторимого киностиля столицы» – хорошо и то, что киношники разных школ, городов и поколений учатся друг у друга, ездят друг к другу за натурой и в целом делают одно общее дело.

Режиссер и сценарист Ася Сулеева, выступая на церемонии, философски заметила:

«Даже для меня каждый раз, когда запускаешься на картину, это киностарт с неизвестным кинофинишем. Но как вы хотите снять хорошо свое кино, так и мы, которые уже на финише, тоже не хотим снимать плохое кино. Поэтому мы на равных. Желаю вам всем будущего, где будет много интересного: в кино, в жизни, в профессии. И будьте счастливы: это необыкновенная профессия – работать в кино и любить кино!»

Влада Гук