Ситуация с дизельным топливом исправится через неделю

14 Ноября 2017 15:11

«КазМунайГаз» закроет недостаток дизеля в стране за счет российских поставок, компенсируя импортную разницу в цене.

О происшествии на Павлодарском НХЗ (ТОО «ПНХЗ»), в результате которого вышла из строя установка гидроочистки дизельного топлива, подробно рассказал и. о. исполнительного вице-президента по транспортировке, переработке и маркетингу Данияр Тиесов.

Ситуация, приведшая к дефициту дизельного топлива, развивалась следующим образом. 20 октября на установке по производству водорода ПНХЗ проводились сварочные работы.

«На установке по производству водорода Павлодарского НХЗ проводились сварочные работы. Работы проводились местным сварщиком при нарушении технологии. В результате на детали появились трещины. Испугались. Никому ничего не сказали. Попытались собственными силами починить, изготовив хомут в местной мастерской. В результате только усугубили проблему, было упущено 10 дней», – сообщил в понедельник в ходе пресс-конференции на ТОО «ПНХЗ» Данияр Тиесов.

За это время, по его мнению, национальная компания могла бы решить вопросы по недопущению дефицита топлива в стране. «Данная установка не входила в объем работ по модернизации. Завод находился на планово-предупредительном ремонте, в рамках которого и были запланированы работы на данной установке. Была допущена ошибка, причем она заключалась в том, что на участке, на котором проводились сварочные работы, имеется специальная сталь. Для работы на ней требуется специальная квалификация сварщиков, а также специальное оборудование и подготовка к данному процессу. Работы проводились местным сварщиком, местной компанией, бывшим монтажным управлением завода, которое было выведено на аутсорсинг. На детали появились трещины. Сам процесс на данной установке проходит при высоких температурах и давлении, поэтому необходима полная герметичность. Только 30 октября вся информация поступила в компанию. Во-первых, не надо было туда лезть. Во-вторых, надо было туда идти подготовленными. И в-третьих, надо было своевременно об этом сообщить», – сообщил г-н Тиесов.

«КМГ» попытался решить проблему в эффективные сроки, были приглашены зарубежные специалисты, в том числе бригада сварщиков из Малайзии, которая занимается подобными работами по всему миру. Но, по словам спикера, трещина проникла «в тело» установки, поэтому необходимо заменить определенную деталь. «Подобные детали – это штучное производство, и заводов, изготавливающих их, в ограниченном количестве во всем мире. Мы разместили заказ в Великобритании, в городе Донкастер, стоимостью 425 тысяч евро. 6 декабря (2017 года. – Авт.) она будет изготовлена и доставлена самолетом в Павлодар. На ее установку потребуется десять дней, затем запустится процесс по производству водорода – от трех до пяти дней (понадобится. – Авт.), чтобы набрать необходимое количество водорода и приступить к пусковым операциям самой гидроочистки. Ориентировочно мы планируем это сделать в конце декабря. Это объективная информация, та правда, которую бы мы хотели до вас донести», – заметил Данияр Тиесов.

А тем временем, пока производственный процесс по изготовлению дизтоплива на заводе приостановлен, было решено покрыть его недостаток за счет российских поставок. Однако Омский завод тоже находится на плановом ремонте (с 1 октября по 15 ноября 2017 года), что в итоге привело к необходимости делать заказы на заводах в Татарстане.

«Первая отгрузка произошла 5 октября. Уже 14 октября первая партия будет сливаться в Астане. На сегодняшний момент мы вышли на объем отгрузок с российских заводов около 4000 тонн в сутки, то есть тот недостающий объем дизтоплива, который не получаем с ПНХЗ, восстанавливаем за счет той же суточной отгрузки с российских заводов. Нам необходимо время, пока эти цистерны доедут до всех регионов, это примерно неделя», – сообщил представитель нацкомпании.

Что касается виновных, то, поскольку сварщик был не из заводской бригады, разбирательства еще предстоят, будет проведено расследование. Был уволен главный механик завода, технический директор завода. Генеральный директор Шухрат Данбай, по словам г-на Тиесова, осознавая свою ответственность, как первого руководителя предприятия, покинул пост по собственному желанию.

К слову,  представитель нацкомпании заметил, что вопрос с увольнением, о котором говорил министр энергетики Канат Бозумбаев, все еще актуален.

«И он всегда будет стоять, если мы что-то не исполняем. Это наша ответственность. Мы должны быть готовы к такому повороту событий», – пояснил Данияр Тиесов.

Ситуация с дизтопливом, по словам представителя компании, полностью исправится через неделю в результате российских поставок. Есть другой вопрос, что отечественное дизельное топливо значительно дешевле российского. Сейчас на полном режиме работают два других НПЗ – шымкентский и атырауский заводы, и вырабатываемый ими объем дизтоплива поставляется на рынок. 

При этом он добавил, что компания «КазМунайГаз» взяла обязательства, что не будет повышать цену на дизтопливо.

«От операции с дизтопливом мы ожидаем значительные убытки за те 90 тысяч тонн, которые завезем с российских заводов. На заправках «КазМунайГаза» мы цену повышать не будем, стоимость дизтоплива там составит 155-157 тенге за литр», – отметил он.

К слову, эта самая установка по производству водорода должна стать предметом создания СП с AirLiquide. Отвечая на вопрос abсtv.kz, Данияр Тиесов сообщил, что «французская компания AirLiquide управляет по миру 84 такими установками. «КазМунайГаз» вместе с ними планирует создать СП, чтобы две установки на ПНХЗ и на атырауском заводе им передать под управление».

При этом он считает, что неприятный инцидент на установке не должен повлиять на решение бизнеса.

Марина Попова