Средства Нацфонда решили тратить по-новому

15 Марта 2017 16:03
Фото: reuters.com

Разработаны новые критерии формирования и распределения средств Национального фонда.

В настоящее время разработаны новые подходы к распределению средств Нацфонда, и его формирование будет проходить иначе, об этом в эксклюзивном интервью abctv.kz рассказал директор Департамента бюджетного кредитования, Национального фонда РК и взаимодействия по вопросам финансового сектора  Министерства финансов РК Амангельды Исенов.

- Расскажите, пожалуйста, так что же все-таки изменится в формировании и использовании денег из Нацфонда?

- Определение новых подходов к формированию и использованию средств Национального фонда станет логическим продолжением проводимой политики сбережения нефтяных доходов для будущих поколений страны и снижения зависимости республиканского бюджета от изменения конъюнктуры мирового сырьевого рынка.  Так, в период с 2018 по 2030 год концепцией предусматривается решение следующих задач: недопущение сокращения активов Национального фонда; снижение зависимости бюджета от нефтяных доходов, сокращение ненефтяного дефицита; повышение эффективности управления активами Национального фонда. В результате реализации этих подходов мы планируем, что валютные активы Национального фонда к 2030 году по прогнозным данным составят не менее 80 млрд долларов. Использование средств Национального фонда и управление долгом правительства и квазигоссектора будет осуществляться  в комплексе на основе четких фискальных правил, а также сократится зависимость бюджета от нефтяных доходов. Кроме того, начиная с 2020 года, гарантированный трансферт будет зафиксирован в абсолютном значении в тенге и установлен в размере 2 млрд тенге.

- А как будет происходить это переход – сразу или планируется некая этапность?

- Переход на новое правило будет происходить плавно, и снижение размера гарантированного трансферта из Национального фонда в республиканский будет не одномоментным: в 2018 году – 2600 млрд тенге; в 2019 году – 2300 млрд тенге; в 2020 году и последующие годы – 2000 млрд тенге. Целевые трансферты из Национального фонда будут выделяться только по решению президента Республики Казахстан для финансирования антикризисных программ в периоды спада экономики или замедления темпов роста экономики; неокупаемых социально значимых проектов национального масштаба, стратегически важных инфраструктурных проектов при отсутствии альтернативных источников их финансирования. У нас уже был прецедент, когда деньги Нацфонда сыграли ключевое значение для поддержки экономики на плаву в эпоху кризиса. Я имею в виду постановление правительства от 25 ноября 2008 года в рамках Плана совместных действий правительства РК, Национального банка РК и Агентства финансового надзора на 2009-2010 годы, когда были использованы средства Национального фонда в объеме 10 млрд долларов. Тогда мы направили деньги на решение пяти ключевых вопросов: на стабилизацию финансового сектора – 4 млрд долларов, на решение проблем на рынке недвижимости – 3 млрд долларов, на поддержку малого и среднего бизнеса – 1 млрд долларов, на развитие агропромышленного комплекса – 1 млрд долларов, на реализацию  инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов – еще 1 млрд долларов. Несомненно, тогда Национальный фонд сыграл свою главную роль «подушки безопасности», поддержал экономику на плаву в пик кризисных явлений. Средства Нацфонда сохранены на сегодня благодаря рациональному их использованию и верно принятым тогда решениям.

- А что, согласно новой концепции управления средствами Нацфонда, должно стать основными целями при проведении инвестиционных операций?

- Здесь надо понимать, самое главное, что в соответствии с концепцией доверительное управление активами Национального фонда будет осуществляться Национальным банком Республики Казахстан, общая координация деятельности – советом по управлению Национальным фондом. Основными целями инвестиционных операций при управлении активами Национального фонда должны стать сохранность, поддержание достаточного уровня ликвидности, обеспечение доходности в долгосрочной перспективе при соответствующем уровне риска. Размещение активов Национального фонда должно осуществляться в финансовые инструменты, обращающиеся на зарубежных финансовых рынках и включенные в перечень разрешенных финансовых инструментов. При этом ограничения не распространяются на казахстанские финансовые инструменты, учитываемые в структуре активов Национального фонда, решение о приобретении по которым ранее были приняты советом по управлению Национальным фондом.

- Какой будет новая структура Нацфонда?

- В соответствии с основной целью и функциями Национального фонда его структуру составляют стабилизационный портфель и сберегательный портфель. Основной целью стабилизационного портфеля станет поддержание достаточного уровня ликвидности Национального фонда. Доходность стабилизационного портфеля не является показателем эффективности управления активами Национального фонда как в кратко-, так и в долгосрочной перспективе. Поэтому максимальный размер стабилизационного портфеля составляет 10 млрд долларов. В случае если по итогам года размер стабилизационного портфеля превышает 10 млрд долларов, то средства в сумме разницы будут переводиться из стабилизационного в сберегательный портфель.

- В чем будут функции сберегательного портфеля?

- Основной целью сберегательного портфеля должно стать сбережение и сохранение средств от реализации не возобновляемых источников энергоресурсов для будущих поколений и обеспечение доходности в долгосрочной перспективе при соответствующем уровне риска. Эффективность управления сберегательным портфелем оценивается в долгосрочной перспективе и в целом отражает эффективность управления активами Национального фонда. При этом сберегательный портфель не имеет ограничений по объему. Инвестирование активов Национального фонда осуществляется в соответствии с правилами осуществления инвестиционных операций Национального фонда. Интенсивное накопление средств Национального фонда, а также эффективное управление его активами играют ключевую роль в устойчивом развитии Республики Казахстан и требуют правильного планирования заимствований государственного сектора и принятия мер по поддержанию фискальной устойчивости. Таким образом, определение адекватного уровня заимствований требует взвешенного подхода с учетом накопленных активов Национального фонда. Соответственно, все мы понимаем,  что должны сберечь Нацфонд для будущих поколений. Поэтому в целях предотвращения замещения активов Национального фонда правительственным долгом будут введены ограничения: расходы на обслуживание и погашение правительственного долга не должны превышать 15% от доходов республиканского бюджета, включая трансферты из Национального фонда; объем долга правительства и внешнего долга субъектов квазигосударственного сектора не должен превышать общий размер валютных активов Национального фонда. В этих целях с определением лимитов правительственного долга и гарантированного государством долга будет устанавливаться ограничение по внешнему заимствованию квазигосударственного сектора через согласование их объемов с правительством Республики Казахстан.

- К чему в итоге должна привести реализация указанной вами концепции?

- В целом реализация концепции позволит стабилизировать и предотвратить дальнейшее сокращение активов Национального фонда в среднесрочном периоде и возобновить накопление средств в долгосрочной перспективе. Использование средств Национального фонда и управление долгом правительства и квазигосударственного сектора будут осуществляться в комплексе на основе четких фискальных правил. Сократится зависимость бюджета от нефтяных доходов, доля которых в общем объеме поступлений республиканского бюджета в 2025 году должна составить не более 28%, а в 2030 году – не более 20%. Уровень ненефтяного дефицита, по нашим прогнозам, снизится до 7,0% к ВВП в 2020 году, до 6,0% к ВВП – в 2025 году и до 5% к ВВП – в 2030 году. Повысится эффективность управления активами Национального фонда, что обеспечит повышение среднего уровня доходности Национального фонда в долгосрочной перспективе.

- И последнее, на чей опыт в основном была сделана ставка при утверждении новой концепции формирования и использования средств Нацфонда?

- В соответствии с концепцией формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан, утвержденного Указом президента 8 декабря 2016 года, в настоящее время в мире насчитывается более 30 стран, которые имеют государственные фонды благосостояния – стабилизационные и/или сберегательные, формируемые за счет профицита бюджета вследствие избытка налоговых поступлений от экспорта невозобновляемых полезных ископаемых. В Норвегии для этих целей был образован Глобальный пенсионный фонд Норвегии, ранее известный как Нефтяной фонд, который осуществляет две функции: накопительную и стабилизационную. Его активы инвестируются исключительно за границей во избежание перегрева экономики Норвегии и защиты резервов фонда от последствий колебаний нефтяных цен. Инвестиционный портфель диверсифицирован и состоит из инвестиций в международный акционерный капитал, облигации с фиксированным доходом и недвижимое имущество, в целях максимизации дохода и с учетом рисков в рамках инвестиционной политики, установленной Министерством финансов Норвегии. Собственно, этот опыт и был в значительной степени нашим ориентиром. Глобальный пенсионный фонд Норвегии финансируется за счет профицита нефтяных доходов за вычетом ежегодных трансфертов в бюджет. Часть нефтяных поступлений используется для покрытия ненефтяного дефицита, уровень которого устанавливается ежегодно во время формирования годового бюджета. С 2001 года фискальная политика основывается на модели «синица в руке» (bird in hand), предполагающей приравнивание «структурного ненефтяного дефицита» без учета колебаний налоговых поступлений и бюджетных расходов во время экономических циклов к прогнозируемому реальному инвестиционному доходу по активам Пенсионного фонда, в настоящее время норма доходности Норвегии установлена на уровне 4%.

Аскар Муминов