Ставка не в помощь

Татьяна Батищева Татьяна Батищева
3054

В январе банки не смогли преодолеть кризис.

Ставка не в помощь

Собственный капитал банков второго уровня снизился в январе до 2,8 трлн тенге, вернувшись к отметке ниже 3 трлн тенге, на которой банки пребывали в течение всего прошлого года, до того момента, когда с начала ноября по начало января капитал банков достиг круглого значения. Изменения коснулись большинства игроков: лишь 15 банков из 39 смогли удержать капитал. В топ-5 крупнейших банков только Народный банк сохранил позиции. Казкоммерцбанк, "Цеснабанк", ДБ "Сбербанк" и ForteBank ушли в минус. Интересно, но банки из третьей и четвертой десятки оказались результативнее банков в верхних строчках статистики: 73% банков, сохранившие в январе объем капитала, – небольшие организации.

Собственный капитал не единственное проседание банковского сектора. В январе на 1,6% уменьшились активы банков и на 2,7% ссудный портфель. Зато выросла кредитная "просрочка" – до 16,73% против 14,64% на начало года, а также на 6% увеличилась сумма просроченной задолженности и на 6,8% – провизии банков. Причиной роста провизий стали новые требования МСФО.

Обязательства банков ужались: небольшой прирост вкладов юридических лиц не смог компенсировать потери по вкладам физических лиц. Тем не менее, в январе сектор удержал положительную прибыль, показав ее в размере 54,9 млрд тенге, тогда как в декабре банки фиксировали убытки (62,3 млрд тенге), а ноябрь закончили в скромном плюсе (12,5 млрд тенге).

Основная проблема банков – тающие доходы. Если сравнивать январь 2018 года с январем 2017 года, то результат будет не в пользу сегодняшнего дня. В этом январе банки сократили на 5%, до 176,7 млрд тенге, доходы, связанные с вознаграждением. Из крупных потерь отметим троекратное сокращение доходов по ценным бумагам и почти 13% падение доходов, связанных с вознаграждением по требованиям банка к клиентам. В итоге банкам пришлось добирать доходность по другим статьям, связанным с ценными бумагами: увеличить объем бумаг, удерживаемых до погашения (как правило, это ноты Национального банка), больше инвестировать в капитал и субординированный долг, а также предоставлять ликвидность под залог ценных бумаг в рамках операций "обратного репо" и через валютные свопы.

Однако максимальные потери сектор понес по доходам, не связанным с вознаграждением. Доходы от переоценки активов и обязательств рухнули на 25%, с 2,5 трлн тенге до 1,9 трлн тенге. В итоге январские доходы банков ужались на 22,5%, до 2,3 трлн тенге.

Что касается расходов, то по итогам января они снизились. С учетом выплаченных в бюджет налогов расходы не превысили 2,7 трлн тенге, сократившись на 23% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Превышение доходов над расходами после налогообложения составило 54,9 млрд тенге, что на 39% больше итогов января 2017 года.

Несмотря на прибыль, рентабельность активов и собственного капитала банков остаются весьма скромными. Согласно данным регулятора, рентабельность активов (ROA) в январе составила -0,2% (1,7% на аналогичную дату прошлого года). В то время как рентабельность собственного капитала (ROE) составила -1,6% (15,2% на аналогичную дату прошлого года).

С учетом слабой динамики кредитования банки поддерживают рентабельность благодаря инструментам денежного рынка и инвестициям в ценные бумаги, доходность которых снижается вслед за базовой ставкой Национального банка, однако риски таких инвестиций все же ниже кредитных.

Надо сказать, что снижение базовой ставки до 9,75% в середине января сразу же отразилось на классических банковских продуктах, однако не сильно улучшило кредитную результативность банков. Прирост совокупного ссудного портфеля оказался отрицательным: снижение составило 2,7%, до 13,2 трлн тенге. Падения не избежали даже быстрорастущие в прошлом году сегменты потребительского кредитования и МСБ.

Отрицательная динамика сохраняется четвертый месяц подряд, при этом январское снижение превысило суммарное снижение за октябрь-декабрь прошлого года на 18%. Банковское кредитование ограничивают макроэкономические условия, в том числе сохраняющийся существенный кредитный риск, констатируют эксперты Ассоциации финансистов Казахстана (АФК).

Примечательно, но средневзвешенная ставка вознаграждения банков по выданным в январе кредитам в тенге физическим лицам составила 20,1% годовых, увеличившись с 19,2% в декабре, что говорит о том, что банки высоко оценивают риски потребительского кредитования. Для сравнения, в январе 2017 года кредиты физическим лицам выдавались под 18,4% годовых. В январе текущего года объем выдачи новых кредитов составил 830 млрд тенге, что на 44% больше показателя января 2017 года.

Что касается депозитного рынка, то средняя доходность по тенговым вкладам для корпоративных клиентов в январе снизилась до 7,6% годовых против 8% в декабре. Тогда как вознаграждение по тенговым депозитам для физических лиц возросло на 0,2%, до 10,7% годовых, за счет роста доходности длинных депозитов – свыше года, подсчитали в АФК. Доходность депозитов в иностранной валюте в январе не изменилась.

Тем не менее, понижательная динамика депозитных ставок все же привела к росту депозитного рынка. В январе он преодолел падение и прирос на 0,6%, до 16,8 трлн тенге, однако его позиции не такие уверенные, как еще несколько лет назад. Динамику вверх показали лишь вклады юридических лиц, которые выросли на 2,1%, до 8,6 трлн тенге. Вклады физических лиц упали на 0,9%, до 8,1 трлн тенге. Население привыкло к двухзначным доходностям.

Татьяна Батищева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться