Судьба трамвайного депо в Алматы практически предрешена

5289

Акция акимата Алматы по привлечению горожан к голосованию за лучший проект реконструкции трамвайного депо оказалась не слишком успешной.

Судьба трамвайного депо в Алматы практически предрешена

Завершился этап онлайн-голосования за лучшую концепцию по созданию общественного пространства на территории трамвайного депо в Алматы. 24 октября станут известны результаты экспертной оценки и, соответственно, итоги конкурса. По итогам голосования большинство проголосовавших алматинцев предпочло видеть на месте депо парк развития и отдыха – за концепцию команды фестиваля FourЭ проголосовало более 4200 человек. На втором месте по популярности оказалась идея создания музея общественного транспорта, представленная командой ТОО "Астанаинжпроект", вдохновившейся аналогичным музеем в Санкт-Петербурге. Замыкает тройку лидеров также музей, но на этот раз политехнический – идея инициативной группы во главе предпринимателя Асета Наурызбаева. Всего в голосовании приняли участие 13721 человек, что в масштабах города, население которого превышает 1,7 млн человек (по данным комитета по статистике министерства национальной экономики РК на 1 января 2016 года) – совсем немного.

Напомним, что конкурс был объявлен АО "Центр развития города Алматы" (ЦРГА) второго августа этого года, сбор концепций проходил в течение двух месяцев. По задумке акимата, на месте депо должно появиться, так называемое, общественное пространство, которое, как сообщили в ЦРГА, может стать единственным в квадрате улиц Желтоксан – Макатаева – Муканова – Жамбыла. "В радиусе двух километров нет парков, скверов, аллей. Ближайший сквер расположен на площади Астана", – отметили в Центре, добавив, что вблизи трамвайного депо проживает порядка 25 тыс. человек, большинство из которых является студентами.

Надо отметить, что идея преобразования депо показалась архитекторам, дизайнерам, рекламным агентствам, студентам творческих вузов и общественным организациям весьма привлекательной – в конкурсе за право облагородить территорию в центре города площадью в 2,1 гектара приняли участие 23 команды. Они представили самые разные идеи, среди которых были культурно-образовательные центры, парки для детей, музеи, спортивные комплексы.

Что интересно, в акимате решили дать горожанам осознать свою значимость для города, для чего им была предоставлена возможность повлиять на итоги конкурса, приняв участие в онлайн-голосовании, где они могли отдать свой голос понравившейся концепции.

Но то ли алматинцы оказались не готовы к тому, что на них возложат такую ответственность, то ли не смогли проявить свою гражданскую позицию по причине банальной неинформированности о проведении конкурса. По словам некоторых участников соревнования, причиной низкой вовлеченности горожан в голосование стало отсутствие масштабной рекламной кампании со стороны организаторов, каждая команда была вынуждена самостоятельно агитировать горожан голосовать. Кроме того, возникали частые неполадки с сайтом ЦРГА, который оказался не рассчитан на такой объем информации и наплыв пользователей (к слову, сайт и сейчас периодически "подвисает").

Еще одним негативным моментом голосования стала невозможность отдать свое предпочтение той или иной концепции, не имея аккаунта в социальных сетях. Таким образом, не у дел оказалась достаточно большая группа людей.

Сложно сказать, ожидали ли в акимате и ЦРГА, при таком уровне организации процесса голосования, что в нем примет участие большее количество горожан. Или же окажется, что голосование и вовсе было организовано лишь для вида – ведь его итоги, хоть и повлияют на судьбу трамвайного депо, но вовсе ее не решат?

Согласно положению о проведении конкурса, оценка по итогам голосования составляет одну треть от итоговой оценки. И даже если бы за ту или иную концепцию проголосовало в разы больше горожан, это не принесло бы проекту более десяти заветных баллов. Решающее слово остается за командой профессиональных экспертов.

Несмотря на относительное небольшое число проголосовавших между проектами шла борьба до последнего дня. Отметим, что, например, концепция политехнического музея во время голосования находилась в числе фаворитов конкурса и лишь под конец потеряла пару позиций. Также популярностью пользовалась и концепция креативного кластера "ART DEPOT. Rails to Culture" инициативной группы архитектора Жанны Спунер, "2XS studio" и Общественного объединения "Евразийский культурный альянс", которая по итогам голосования замыкает шестерку лидеров.

Эти два проекта на фоне остальных выделяет и неожиданное решение команд-соперников увеличить свои шансы на победу, объединив концепции, принятое после окончания этапа голосования 16 октября.

"Когда у нас возникла эта идея, мы восприняли ее с радостью и, проанализировав мировой тренд, увидели большое количество музеев именно в коллаборации art&science. И тот музей, который мы видели в качестве некоего образца – это музей NEMO в Амстердаме. Он как раз показывает хороший пример соединения искусства и науки", – поделился Асет Наурызбаев на прошедшей 18 октября пресс-конференции, добавив, что объединение концепций стало возможным ввиду их совпадения на 80%.

Впрочем, это не так уж и удивительно. Ведь положением о проведении конкурса участвующим в нем концепциям были выдвинуты определенные требования. Например, среди обязательных условий конкурса указаны наличие детской зоны развития, павильона для организации выставок и встреч, галереи, пресс-центра, мастерских и помещений для прикладного творчества, точек питания и общественных зон для проведения ярмарок и развлекательных программ. Еще одним важным требованием является сохранение существующих строений, как памятника уникальной архитектуры 1937 года.

Стоит отметить, что у конкурсантов общая точка зрения на философию коллаборации науки и искусства в трамвайном депо. "Словосочетание "политехнический музей" не на 100% отражает тот формат и ту идеологию, которые мы заложили в этот проект. Потому что это и научный, и образовательный, и культурный центр, центр где-то даже связанный с бизнесом и экономикой", – сказал архитектор Бекзат Аманжол, один из авторов проекта политехнического музея, добавив, что музей необходимо сделать современным, способным соответствовать вызовам времени.

Высказанную Аманжолом идею развила Ольга Веселова, директор фестиваля Artbat Fest и один из авторов концепции "ART DEPOT. Rails to Culture": "Музей часто ассоциируется с чем-то архаичным и с чем-то пассивным. Но на самом деле современный музей – это очень активная организация, в которой ты часто становишься участником действия. Ты либо создаешь экспонаты совместно с музейными работниками, либо получаешь новое знание на мастер-классе и так далее".

Разумеется, существует вероятность, что объединенная концепция политехнического музея и ART DEPOT по итогам конкурса не победит, однако авторы не теряют надежды на лучшее. Тем более что, по словам Асета Наурызбаева, трамвайное депо – единственная площадка в городе, которая идеально подходит под созданный концепт.

Элина Гринштейн

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться