Тони Алстон: Задача fashion-индустрии не в том, чтобы прикрыть наготу тела

Светлана Умыргалеева Светлана Умыргалеева
6603

Стремительное развитие казахстанской fashion-индустрии требует квалифицированных кадров, а в Казахстане с ними дефицит. 

Тони Алстон: Задача fashion-индустрии не в том, чтобы прикрыть наготу тела

Буквально на днях Казахстан посетил председатель приемной комиссии University of Arts London Тони Алстон. В интервью abctv.kz он рассказал, какие сегодня существуют возможности для тех, кто решил выбрать в качестве будущей профессии индустрию моды, какие перспективы открывает диплом UAL, реально ли казахстанцу поступить в этот университет и как стать звездой мировой моды.

- Мистер Алстон, как случилось, что из всех профессиональных сфер вы выбрали моду? Расскажите о том, каким был ваш путь в мир fashion-индустрии?

- Это произошло случайно. Я изучал графический дизайн в колледже, выбранный мной предмет не сильно меня вдохновлял. Однажды я познакомился с группой студентов, которые изучали моду. Это было настолько увлекательно и ново для меня - девушки, одежда и рисование, что я задумался, может мне стоит обратить внимание на эту сферу. Это было в 1965 году. Я поймал себя на большом желании заниматься этим, но позже узнал, какие трудности стоят на пути дизайнера. Какое-то время избегал моды, был иллюстратором, работал над созданием аксессуаров, попробовал массу специальностей.

А потом в силу того, что я изучал графический дизайн и моду, мне представился уникальный и совершенно фантастический шанс – я получил приглашение поработать в легендарном бутике Browns, а позже стал его креативным директором. Это случилось в конце 80-х, когда Browns открыли рынку ряд дизайнеров, подобных Келвину Кляйну. В то время это были просто начинающие дизайнеры. Все было ново, мы открывали имя за именем, страну за странной, японских, итальянских, французских дизайнеров. Я был как раз в самом эпицентре этих событий.

- Вам приписывают открытие имен Джона Гальяно и Александра Маккуина. Как вы считаете, что в большей степени предопределило их успех – фундаментальное образование или все же личные качества, такие как талант и упорство?

- Когда мы говорим об успехе больших брендов, таких как Келвин Кляйн, Томми Хилфигер, то главную роль в их успехе сыграли, прежде всего, стратегически продуманный маркетинг, большие инвестиции и продуманные действия. Американцы не слишком плодовиты на идеи, но зато могут похвастать классными маркетологами. Существует и другой вид успеха, когда дизайнер гениален, но это совсем другая история.

Секрет успеха таких лондонских дизайнеров, как Джон Гальяно, Александр Маккуин, Вивьен Вествуд в том, что они получили британское образование, а оно построено принципиально иначе. Образование в сфере моды получают в колледжах искусств, а не в технологических институтах или школах дизайна и моды. Студенты учатся вместе с художниками, музыкантами, актерами и т.д.  В силу этого у них очень широкий кругозор и сильная теоретическая база.

- Если обратиться к истории британского fashion-образования, когда оно стало играть важную роль в карьере дизайнера. И какое значение имеет сегодня?

- В 60-х годах колледжи искусств в Англии стали доступными для многих людей. В то время они были бесплатными, поэтому был огромный приток талантливой молодежи, которая могла там учиться, экспериментировать, не боятся брать на себя определенный риск, думать оригинально, свежо. Традиция британского обучения в мире моды и в сфере искусств – учить студентов мыслить нестандартно, свежо, в итоге они вырастают в настоящих новаторов и революционеров. Это в целом в традициях британской культуры.

- Обязательно ли дизайнеру уметь шить и одновременно продвигать себя, или он должен только придумывать коллекции, а остальное доверять профессионалам?

- Конечно, дизайнер должен обладать всеми этими навыками. Без них он не сможет выжить и сделать карьеру в сфере моды. Один из шести колледжей UAL – это London College of Fashion (LCF) – мировой лидер по обучению, научным исследованиям и консалтингу в сфере моды. В нем самое большое количество факультетов, в своем названии содержащих слово Fashion. Колледж подразделяется на три школы. Одна из них посвящена дизайну, другая – мерчендайзингу, баингу и менеджменту, то есть инфраструктуре самой индустрии моды, которая позволяет сделать из дизайна большой бизнес. И третья школа посвящена пиару, отношениям с общественностью, коммуникациям и маркетингу, помогающих донести до потребителя информацию о бренде и его продукте. Каждый студент выбирает одну из специальностей, и очень глубоко ее изучает. Дизайнер не может без специфичных профессиональных знаний, в том числе, как из двухмерного пространства перейти в трехмерное или из чего состоит и как работает сама структура индустрии моды, а также без практических навыков и умений в сфере кройки и шитья.

- Если честно, у нас масса дизайнеров, которые сами себя сделали, не имея фундаментального образования в сфере моды. А в Британии такое возможно или нет?

- Образование в сфере моды у нас обязательно для дизайнера. Не все выпускники London College of Fashion образуют свои собственные компании, большая их часть работает в мировых компаниях-брендах в сфере моды, и это тоже своего рода достижение. Для такой карьеры требуются серьезные знания, поэтому я убежден, что карьеру в сфере моды без образования сделать невозможно. Да, 40 лет назад это было реально, но сейчас на фоне бешеной конкуренции, увы, нет.

- Субсидирует ли сегодня ваше государство средства на образование в сфере моды или в такое образование желающие получить диплом должны вкладываться сами? А может есть какие-то гранты, стипендии?

- Университетом UAL частично владеет государство, он не полностью частный. И в Великобритании большая часть университетов частично принадлежит государству. На организацию обучения, и в целом на сферу образования затрачиваются немалые средства, поэтому студенты должны платить, и они делают это.

Великобритания не является промышленной индустриальной страной. Мы живем в постиндустриальном мире с соответствующей экономикой, и сегодня очень дорого стоит содержать систему образования, здравоохранения, поэтому государство частично выделяет средства на содержание университета, но у нас нет грантов, стипендий. Студенты должны платить за образование, чтобы также содержать университет. Но при этом мы даем займы на обучение, которые студент может оплачивать в течение всех своей профессиональной жизни. Когда выдается такой кредит на обучение, его нужно начинать выплачивать, когда студент достигнет определенного уровня дохода.

- Насколько сложно сегодня поступить в колледжи UAL? И реальна ли такая перспектива для простых казахстанских ребят?

- Вы знаете, у нас сейчас обучается несколько казахстанцев. А недавно мы встречались с двумя выпускницами LCF. Они добились многого, построив очень успешные карьеры. Я не могу объективно оценить шансы у казахстанцев на поступление, поскольку лично их не интервьюировал, но я видел здесь школьников, которые очень мотивированы и создают отличные интересные работы по искусству. В нашем университете много факультетов, большой выбор для всех желающих, и в принципе любой человек может, заинтересовавшись специальностью, подать заявку, пройти собеседование и стать студентом. А мы беремся помочь им, начиная с самых основ – как подготовить портфолио, подготовиться к поступлению, и далее пройти годичную программу, затем бакалавриат, магистерскую, постмагистерскую ступень.

- Знакомы ли вы с работами казахстанских дизайнеров?

- Увы, еще не успел познакомиться, но буквально на днях собираюсь посетить несколько магазинов. Пока не могу сказать ничего определенного.

- Как вы оцениваете процессы, происходящие в мировой fashion-индустрии? Какие тенденции могли бы выделить, которые заставляют задуматься о будущем мировой моды, учитывая нестабильную общественно-политическую и экономическую обстановку?

- Объемы глобальной индустрии моды оцениваются в триллионы и триллионы долларов. Это очень важная отрасль для растущих и новых экономик, для развивающихся стран. И, невзирая на кризисы, экономическую и политическую нестабильность, этот рынок развиваться. Ведь задача fashion-индустрии не в том, чтобы прикрыть наготу тела, удовлетворив базовые потребности человека. Мода – намного больше, этот мир неисчерпаем и многообразен, и он будет существовать всегда. 

- Что необходимо предпринять, чтобы стимулировать развитие fashion-индустрии в Казахстане?

- Нужно найти талантливую молодежь у вас в стране и отправить учиться в наш университет в Лондоне. А если серьезно, для развития fashion-индустрии необходимы профессиональные высококвалифицированные кадры. Важно иметь не просто фундаментальные базовые знания, но и широкий кругозор, и международный взгляд на искусство моды. Обучившись, к примеру, в UAL молодые талантливые ребята привезут свои знания в Казахстан, и здесь создадут уникальный казахстанский продукт, будут развивать местный рынок. Затем выйдут на мировой рынок, где будут продвигать казахстанский продукт, как сейчас, кстати, делают китайцы.

Записала Светлана Умыргалеева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться