Travel System обещает вернуть долги

11 Августа 2017 22:08

Глава Tengri Travel System Роман Хан в суде пообещал возместить убытки потерпевшим.

Директор и учредитель туристической компании Tengri Travel System (бывшей до банкротства в 2015 году одной из крупных в стране) Роман Хан пообещал покрыть все убытки туристам и партнерам, пострадавшим в результате банкротства фирмы. Напомним, сумма ущерба составила порядка 2,2 млн долларов.

11 августа 2017 года состоялось очередное слушание по делу «лопнувшего» туроператора. Г-н Хан обвиняется по статье 189, часть 4 пункт 2 Уголовного кодекса РК (присвоение или растрата чужого вверенного имущества) и статье 195, часть 4, пункт 2 УК РК (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием). Ранее гособвинение запросило 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении средней безопасности с конфискацией лично принадлежащего имущества и с лишением права заниматься туристической деятельностью сроком на 10 лет.

Всего по делу изначально проходило 74 потерпевших. В их числе не только туристы, но и туристические компании, многие из которых покупали билеты для своих клиентов у Tengri Travel System и в итоге оказались вынуждены оплачивать их повторно. Однако, как отметила в беседе с abctv.kz Наталья Иконникова, директор ТОО «Рио тур» и председатель инициативной группы из 16 турагентов и нескольких туристов, сейчас бóльшая часть потерпевших получила страховые выплаты, а некоторые компании не имеют возможность посещать судебные заседания. В итоге, из 74 потерпевших, по словам г-жи Иконниковой, осталось «где-то порядка 30 компаний, может быть, даже 20, которые на данное время участвуют в судебном процессе».

Как отмечала ранее заместитель прокурора Ботагоз Кантарбаева, г-н Хан причинил потерпевшим ущерб на общую сумму 733 млн 957 тыс. 667 тенге (около 2,2 млн долларов при расчете по курсу на 11 августа 2017 года в 332,1 тенге за 1 доллар). Представитель потерпевших, слова которого цитировали СМИ, ранее отмечал, что г-н Хан не возместил данный ущерб, а также даже не принес устных извинений. Вместе с тем, некоторые потерпевшие все же отозвали свои иски, поскольку получили страховые выплаты. Наталья Иконникова также отметила, что большинство входящих в группу потерпевших просит суд смягчить наказание. На это у истцов свои причины.

«В данное время мы настаиваем на том, чтобы суд смягчил меру наказания, чтобы Хану дали условный срок, но с выплатами пострадавшим. Во-первых, мы не первый год работали с ним, порядка 10 лет мы работали вместе. За все это время он зарекомендовал себя как, в принципе, хороший партнер. Почему случилось так? Наверное, были какие-то обстоятельства. В данном случае, это чисто человеческий фактор, у нас нет такой самоцели – посадить его. Все фирмы хотят возместить ущерб. А так как это уже третий год длится, курсы доллара и тенге уже поменялись, все уже просто хотят получить суммы. От того, что его посадим, легче никому не будет», – сказала председатель инициативной группы.

При этом сам г-н Хан свою вину не признал. По его словам, предъявленная сумма является финансовой задолженностью одной компании перед другой, и умысла на хищение чужого имущества не было. Кроме того, по его словам, некоторые истцы завышали суммы ущерба. Для разъяснения ситуации назначались дополнительные экспертизы, и в результате общая сумма ущерба сократилась почти на треть, но, по словам подсудимого, это не было учтено прокуратурой.

Кроме того, Роман Хан считает, что в данном случае дело должно рассматриваться в гражданском порядке.

«На следствии я не раз говорил, что хищения в данном случае нет. Такая бизнес-ситуация, кто в отрасли работает, тот знает, что в 2013-2014 годах была череда банкротств авиакомпаний, крупных туроператоров (принимающих сторон,- авт). И, к сожалению, наша компания тоже не обошла эти проблемы. И мы в тот период с честью и достоинством выполнили все свои обязательства. Даже больше того, правительство нас просило помогать вывозить (туристов,- авт). Все эти факты ясны и понятны. И мы за два года порядка нескольких тысяч туристов вернули на родину за свой счет. Были еще свои личные обязательства перед нашими партнерами, и мы их все выполняли. К сожалению, экономическая ситуация привела к миллионным убыткам», – заявил подсудимый в своем последнем слове.

Также г-н Хан заявил, что до сих пор считает свое решение остановить деятельность компании перед началом туристического сезона в 2015 году правильным.

«Если бы это было в середине или в конце туристического сезона, это бы привело к гораздо бóльшим последствиям, пострадало бы в несколько раз больше людей. Поэтому я очень сильно сожалею о том, что это случилось. Многие знают, что эта компания достаточно долго работала, 18 лет ей было. И, наверное, кто работал с нами, знают, что, действительно, была хорошая работа проведена. Я признаю все суммы, которые были оплачены нашими партнерами. Также готов, если будет такая возможность, максимально быстро покрыть убытки потерпевших», – резюмировал Роман Хан.

Оглашение приговора, как ожидается, состоится в понедельник 14 августа 2017 года в Алмалинском суде города Алматы.

Напомним, судебный процесс в отношении Романа Хан начался еще весной этого года в Алмалинской районном суде, после того как в разгар туристического сезона, в начале лета 2015 года Tengri Travel System объявила о своем банкротстве, в связи с чем пострадало порядка 3 тыс. казахстанских туристов. Некоторые из них оказались вынуждены покинуть свои номера в гостиницах буквально на следующий день после прилета, другие «застряли» за рубежом из-за невозможности вылететь на родину.

После этого, как сообщалось Министерством по инвестициям и развитию, Роман Хан покинул Казахстан и некоторое время его местоположение оставалось неизвестным. По информации МВД РК, в розыск его не объявляли, поскольку на тот момент отсутствовали результаты судебно-экономической экспертизы и аудиторской проверки компании. Однако в открытых источниках говорилось о том, что г-н Хан все же был объявлен в международный розыск.

Позднее, 15 сентября 2015 года Роман Хан пришел в следственные органы с повинной, а 17 сентября 2015 года был отпущен под залог.

Напомним, в истории туристической отрасли Казахстана это уже не первое громкое дело. В 2014 году «лопнула» компания «Гульнар Тур», проработавшая на рынке Казахстана более 15 лет. Тогда в открытых источниках сообщалось, что от деятельности компании пострадали около 11,5 тыс. казахстанцев, купивших туры, а также авиакомпания «Инвест Авиа», которой турфирма задолжала 147 млн тенге (около 820,4 тыс. долларов по среднему курсу Нацбанка РК на 2014 год 1 USD = 179,19 KZT). Более того, в дальнейшем сложившаяся ситуация привела к закрытию около 40 других турагентств (по информации Совета по туризму при правительства РК).По данным портала Expertonline.kz, убытки «Гульнар Тур» оценили в 609 млн тенге (около 3,4 млн долларов по курсу на 2014 год), а объем потерь клиентов компании составил 2,2 млрд тенге (около 12,3 млн долларов по курсу на 2014 год).

В отношении руководства «Гульнар Тур» было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере», а сам учредитель и генеральный директор компании Али Исмаилов подался в бега. В августе 2014 года он был объявлен в межгосударственный розыск. Тогда же компанию по решению суда лишили лицензии.

В октябре 2014 года в связи с розыском г-на Исмаилова уголовное дело было приостановлено, но в марте прошлого года его вновь возобновили.

Также в марте 2016 года возобновили другое уголовное дело в отношении еще одного обанкротившегося туроператора – On Travel. В 2012 году около 100 казахстанских туристов не могли вылететь на родину с греческого острова Крит, поскольку компания не оплатила обратный рейс. До этого у этих же туристов были и проблемы с размещением – туроператор не перечислил деньги за проживание в отелях. В дальнейшем в отношении руководства туроператора было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере.

Сара Бухина