Три инструмента, которые помогли Казавтопрому

Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» подвел итоги 2017 года.  

23 Января 2018 19:40 Автор: Римма Гахова
Три инструмента, которые помогли Казавтопрому

Двухлетний спад казахстанского автопроизводства сменился устойчивым ростом. Об этом сказал председатель правления союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов в ходе пресс-конференции, посвященной итогам 2017 года в автопроизводстве. По его словам, в минувшем году на территории Казахстана было произведено более 19 тысяч единиц автотранспортных средств. Объемы выпуска превзошли предыдущий показатель в 2,5 раза. При этом г-н Алферов отметил, что выйти из затяжного кризиса автопроизводителям помогли три инструмента. 

Инструмент № 1 – госпрограмма по автокредитам

По данным «КазАвтоПрома», более 1,5 тысячи автомобилей в 2017 году были приобретены участниками госпрограммы по автокредитам. На их долю пришлось 8% продаж легковых автомобилей локального производства. Г-н Алферов напомнил, что средства Нацфонда в рамках программы предоставляются на возвратной основе, а банковская ставка составляет 4% годовых. Поэтому ее реализация выгодна для всех участников.

«Потребители получили выгодные условия приобретения автомобиля, банки – доступ к дополнительной ликвидности, автопроизводители – конкурентное преимущество», – пояснил он.

По словам г-на Алферова, опыт реализации программы был успешным, поэтому правительство приняло решение о выделении третьего транша по автокредитам в размере восьми миллиардов тенге (http://abctv.kz/ru/news/avtoproizvoditelyam-dali-desyatku). И буквально на этой неделе банки начали прием заявок от покупателей отечественных автомобилей. 

Инструмент № 2 – программа утилизации

Другим важным инструментом, который упростил продажи автомобилей отечественного производства в ушедшем году, стал второй этап программы утилизации. По словам г-на Алферова, в рамках программы по выкупу старых автомобилей казахстанцы сдали более 34 тысяч единиц техники. С начала действия второго этапа программы в обмен на автохлам было выделено 7238 скидочных сертификатов на покупку новых транспортных средств. Всего в автоцентрах страны было использовано 5206 сертификатов, на которые казахстанцы приобрели 2848 автомобилей отечественного производства, или 15% суммарных продаж.

Напомним, что программа была разработана по поручению министерства энергетики РК оператором РОП совместно с министерством по инвестициям и развитию РК и отечественными автопроизводителями. В программу утилизации включаются не только традиционные легковые автомобили, но и пассажирский и грузовой автотранспорт. По условиям программы, взамен сданного ВЭТС (вышедшее из эксплуатации транспортное средство)  автовладелец получает скидочный сертификат на покупку нового, экологически чистого транспортного средства казахстанского производства. Размер скидочного сертификата варьируется от 315 тысяч до 650 тысяч тенге в зависимости от категории сдаваемого на утилизацию транспортного средства. (http://abctv.kz/ru/news/sertifikat-na-utilizaciyu-avto-mozhno-budet-prodat)

Инструмент № 3 – преференции в госзакупках

Если в 2016 году большинство госучреждений и нацкомпаний предпочитали закупать автомобили, выпускаемые казахстанскими автозаводами, то в 2017 году ситуация изменилась. По словам г-на Алферова, с отменой преференций в госзакупках наметился резкий рост поставок импортных автомобилей в госучреждения. Их объем вырос в 7,5 раза.

«На конвейерах казахстанских заводов производится более 60 моделей автомобилей, которые с точки зрения технических характеристик ничем не уступают импортированным аналогам. Речь идет и о городских седанах, и о внедорожниках. В этой связи «КазАвтоПром» обратился в профильное министерство с предложением усовершенствовать тактику госзакупок и восстановить преференции, которые были ранее предусмотрены законом», – сообщил г-н Алферов.

По его мнению, необходимо установить нормативы для чиновников в отношении транспорта в зависимости от должности и статуса госслужащих. Он убежден, что в госучреждениях нет необходимости закупать импортную технику. В данный момент предложение «КазАвтоПрома» рассматривается в министерстве финансов. 

Подводя итоги, г-н Алферов отметил, что результаты, достигнутые автопроизводителями в 2017 году, обусловлены прежде всего стабилизацией макроэкономического фона: сырьевой и валютный секторы не принесли болезненных сюрпризов, ВВП республики в минувшем году продемонстрировал рост 4%. При этом он сообщил, что вклад автопрома в валовый внутренний продукт страны вырос на 39% и приблизился к отметке 150 миллиардов тенге.

Он также отметил, что производство легковых автомобилей выросло в 3,2 раза, достигнув значения 16789 единиц. Из них 11412 единиц (68%) приходится на АО «Азия Авто», а 5377 единиц (32%) было выпущено ТОО «СарыаркаАвтоПром».

Выпуск автобусной техники (648 единиц) превысил показатель прошлого года в 1,8 раза. Производство специализированной автотехники (238 единиц) выросло в 1,5 раза. Выпуск грузовых автомобилей (1634 единицы) сократился на 9,5%.

По словам Алферова, автопроизводители совершили настоящий прорыв на импортном фланге: почти 1,5 тысячи машин было поставлено за рубеж, 82% из них – в Китай. 

Римма Гахова