У Шымкента новые комплексы

26 Октября 17:10

Возле города достраивают транспортно-логистическую инфраструктуру для увеличения потока товаров на экспорт.

«Введение строящегося в Шымкенте транспортно-логистического центра (ТЛЦ) на полную мощность позволит покрыть 45% дефицита из 510 тысяч кв.м. необходимой потребности в складских помещениях области. Общая площадь крытых складских помещений на территории ТЛЦ составит 242,5 тыс. кв. метров. Таким образом, мы сможем аккумулировать здесь большие объемы товаров», - сообщил заместитель генерального директора ТОО «Управляющая компания «Транспортно-логистическая зона» Марат Телгозы на круглом столе, прошедшем в рамках состоявшейся в Шымкенте II международной выставки «Транспорт, Логистика и Инфраструктура» - Silk Way Transport, Logistics & Infrastructure.

Мощность единовременной загрузки ТЛЦ составит около 400 тыс. тонн сельхозпродукции, годовой объем принимаемых и обрабатываемых грузов - до 1,5 млн тонн в год. При этом, как сообщил г-н Телгозы, ЮКО ежегодно производит порядка 3,5 млн тонн сельхозпродукции, из которых экспортируется всего 200-300 тыс. тонн.

Низкая доля экспорта, по его мнению, связана с неразвитостью логистической инфраструктуры в регионе. Это и стало одной из основных причин строительства ТЛЦ.

Для реализации этого проекта была выбрана площадка, месторасположение которой, по словам г-на Телгозы, идеально подходит для транспортно-логистических операций любым видом транспорта. Земельный участок расположен в 2 км от международного аэропорта города Шымкента, в 4 км от международной автомагистрали «Западная Европа-Западный Китай» и в 500 м от трансазиатской железнодорожной магистрали. Поэтому он станет уникальным в плане возможностей поставок грузов любым удобным способом и оптимизации затрат на грузоперевозки.

Первоначально планируемая площадь составляла 92 га. Но, как рассказал abctv.kz менеджер департамента развития и работы с клиентами управляющей компании «Транспортно-логистическая зона» Максат Кушеров, в связи с заполнением территории инвестпроектами акимат выделил из резерва дополнительно 20 га. Таким образом, общая площадь ТЛЦ сегодня составляет уже 112 га.

25,5 га из 112 заняты под объекты инфраструктуры. Ее строительство шло с 2011 по 2014 годы. По программе «ДКБ-2020» из бюджета было выделено 1,54 млрд тенге. За счет этих средств было построено 1,7 км железнодорожных путей, 4,7 км сетей газоснабжения, 4 км автомобильной дороги, водозаборная башня мощностью 9 л/сек, 6,6 км водных и канализационных сетей, электростанция мощностью 10 МВт и линии электропередач, проведена телефонная связь.

69 га занято под восемь реализуемых инвестиционных проектов общей стоимостью 28 млрд тенге. Это проекты компаний ТОО «Kazakhstan Logistic group» (площадь участка 14 га, объем инвестиций 5,9 млрд тенге),  ТОО «Continental Logistics Shymkent» (35 га, 9,74 млрд), ТОО «НПО «Зерде» (3,5 га, 2,81 млрд тенге), ТОО «Арман Юг Групп» (5 га, 703 млн), ТОО «Евротранзит Терминал» (3 га, 2,52 млрд), ТОО «Александровский сад» (3 га, 630 млн), ТОО «Компания Логистика KZ» (2,5 га, 500 млн) и ТОО «Waimea Group KZ» (3 га, 5,25 млрд тенге).

Все проекты включают возведение различных видов складских помещений – сухие, холодильные и морозильные склады класса «А» и «Б», хозяйственные помещения, ж/д тупики, у половины предусмотрены контейнерные площадки. «Kazakhstan Logistic group» также предусмотрел камеры дозревания, сортировочно-упаковочный комплекс, TIP-паркинг, «Continental Logistics Shymkent» – зону с регулируемой газовой средой, дистрибуционный центр и т.д. 

Как рассказал Максат Кушеров, 8 проектов находятся на разной стадии реализации. «ТОО «Kazakhstan Logistic group» уже запустили: первая очередь закончена – склады площадью 19 тыс. кв метров уже сданы в эксплуатацию. Первая очередь самого крупного проекта «ContinentalLogisticsShymkent» закончена на 80 %.  «НПО «Зерде» полностью завершили строительство первого склада, второй склад - на стадии завершения. Компания «Арман Юг Групп» поставила каркасы трех зданий и строит свой административный центр. У «Евротранзит Терминал» и «Александровский сад» все находится еще на стадии проектирования. Двум последним прибывшим компаниям ТОО «Waimea Group KZ» (единственный зарубежный инвестор, из Польши) и «Логистика KZ» на последнем заседании регионального координационного совета (РКС) «Бизнес ЮКО» было решено выделить земельные участки», - проинформировал собеседник портала.

Как он добавил, на сроки реализации проекта оказала влияние произошедшая девальвация: «Так как оборудование для складов закупалось за границей, произошло удорожание проектов, что привело к отставанию от графика строительства на несколько месяцев. Сроки завершения строительства ТЛЦ были откорректированы и сдвинуты с 2016 на 2017 год».

Тем не менее, склады первого запущенного проекта – «Kazakhstan Logistic group» - уже несколько месяцев используются: в них хранятся продукты питания – мясо, овощи и фрукты. В управляющей компании прогнозируют, что к моменту запуска ТЛЦ на полную мощность некоторые резиденты будут использовать свои площади как для собственных нужд (к примеру, «Арман Юг Групп» и «Александровский сад» планируют хранить продукцию со своих яблоневых и виноградных садов), а также сдавать их в аренду.

Целенаправленно сдавать свои склады будет «Continental Logistics Shymkent». Эта компания будет предоставлять клиентам разные услуги – складские, транспортные, услуги контейнерного терминала, дистрибуционные, таможенные и т.д.

Эффект от работы ТЛЦ ожидается многосторонний. Помимо покрытия на 45% дефицита региона из 510 тыс. кв.м. необходимой потребности в складских помещениях области, в бюджет государства ожидают поступления ежегодно порядка 900 млн тенге в виде выплаты налогов и других отчислений.

Запуск 8 проектов предусматривает создание 806 рабочих мест. Кроме того, дополнительные рабочие места обеспечит аккумулирование в ТЛЦ различных видов дополнительных сервисных услуг, появление заправок, гостиниц, кафе, стоянок и т.д.

Таковы прогнозы по имеющимся на данный момент объемам. Но, вероятнее всего, площадь ТЛЦ будет увеличена. Как сообщил руководитель управления предпринимательства, индустриально-инновационного развития и туризма ЮКО Марат Карабаев, во время посещения ТЛЦ аким ЮКО поручил зарезервировать дополнительные площади земельных участков для дальнейшего расширения логистической зоны для новых инвесторов.

На сегодня незанятыми из имеющихся 112 га остаются 17,5 га площадей. Осваивать их, а также задуматься о размещении своих проектов на будущих дополнительных площадях представители госорганов ЮКО предложили участвовавшим на выставке и круглом столе транспортным компаниям и товаропроизводителям.

«Чтобы стать участником ТЛЦ, нужно прийти с проектом к нам, в управляющую компанию. После рассмотрения мы выносим проект на региональное собрание. В случае одобрения акимат выделяет под реализацию проекта земельный  участок на безвозмездной основе», - пояснил механизм участия потенциальным инвесторам замгендиректора компании.

ТЛЦ Шымкента станет составной частью сети транспортно-логистических центров в различных регионах страны.

Кроме Шымкента,ТЛЦ в ЮКО сейчас строятся в Мактааральском районе и городе Туркестане. Как рассказал Марат Телгозы, местные акиматы выделили под их строительство земельные участки площадью 9 га (Мактаарал) и 20 га (Туркестан). На бюджетные деньги на них проводится инфраструктура, ее строительство планируется завершить до конца этого года. После начнется реализация инвестиционных проектов.

«Стоимость строительства инфраструктуры ТЛЦ Мактааральского района составляет 136,7 млн тенге. Уже одобрено три проекта – ТОО «Тан Шолпан» (площадь участка 3 га, объем инвестиций 500 млн тенге), ИП «Бахтияров» (3 га, 204 млн тенге) и ТОО «Сапа инвест» (3 га, 260 млн тенге). Общая площадь складов по трем проектам составит 11 тыс. кв. метров. Имеется 20 га резервного участка под расширение.

Стоимость строительства инфраструктуры ТЛЦ Туркестана составляет 237,3 млн тенге. 6,8 га из 20 га заняты под три проекта – ТОО «PANELSYSTEMS» (2 га, 210 млн тенге), ТОО «КазФудМашАгро» (2 га, 350 млн тенге) и КХ «Ер-Аман» (2,8 га, 162 млн тенге). Общая площадь складов составит 10,9 тыс. кв. метров. Имеется еще 13,2 га свободных земельных участков», - указал параметры двух зон г-н Телгозы.

«Цель создания логистических центров состоит в выстраивании оптимальных логистических маршрутов, создании оптовых площадок для товаров местного производства, открытии каналов для экспорта», - заключил он.

Клара Ларина, Шымкент