Усть-каменогорские фискалы вгоняют город в транспортный паралич

10 Ноября 2017 21:11

Трамвайный парк, на который приходится пятая часть всего городского пассажиропотока, по вине налоговиков рискует быть обесточенным за долг по электроэнергии.

Работа ТОО «Усть-каменогорский трамвайный парк» поставлена на грань срыва. Энергоснабжающая организация региона, ТОО «Шыгысэнерготрейд», уведомило власти города о вынужденном отключении предприятия от электроэнергии ввиду неуплаты за свет.

«Вчера ТОО «Шыгысэнерготрейд» на имя акима города [Куата Тумабаева] прислало письмо и уведомило,  что ТОО «Усть-каменогорский трамвайный парк» не выполняет свои договорные обязательства по  использованной электроэнергии. И что на сегодня имеет дебиторскую задолженность, и они вынуждены ввести ограничения – отключить электроэнергию», – сказал на созванной пресс-конференции в четверг, 9 ноября, заместитель акима города Ержан Конырбаев.

Доля трамвайного парка в пассажиропотоке города, по данным акимата Усть-Каменогорска, составляет 19%, что уже светит большими рисками для стабильной работы общественного транспорта областного центра.

Примечательно, что главный рецепт решения от местных властей – перераспределить транспортную нагрузку на автобусные маршруты. Хотя, если верить представителям самого трамвайного парка, проблемы начались в результате доначислений по налогам со стороны местных фискалов, которые суды разных инстанций признали завышенными, по меньшей мере, в два раза. Невольно возникает вопрос: а почему нельзя оперативно вернуть эти средства обратно предприятию?

Обесточить трамвайный парк энергетики грозятся, если долг не будет погашен до 22 ноября.

По данным электроснабжающей организации, долги трамвайного парка достигают почти 63 миллиона тенге. Если на 1 октября текущего года задолженность составляла 60,5 млн тенге, то по состоянию на 1 ноября эта сумма увеличилась до 62,99 миллиона тенге.

«В случае отключения, конечно, исполнительная власть примет все меры, чтобы эту проблему закрыть. Акимат Усть-Каменогорска уже готовит резервные варианты обеспечения горожан передвижением по всем необходимым маршрутам. Сейчас нами рассматривается вопрос увеличения сопутствующих автобусных графиков и введения нового автобусного маршрута. Для этого все возможности есть», – отметил заместитель градоначальника.

Между тем директор ТОО «Усть-каменогорский трамвайный парк» Анатолий Успенский в ответ на просьбу abctv.kz прокомментировать информацию местных властей был краток:

«Ну вы же знаете, что это глупость».

По его словам, сейчас они пытаются вести переговоры с энергоснабжающей компанией по составлению графика погашения долга. Отметим, энергетики не первый раз грозят обесточить трамвайный парк, такое было и в 2015 году. Тогда руководство парка в первый раз заявило о тяжелом финансовом состоянии предприятия, которое длится с 2013 года. Отметим, на сегодня из 30 трамваев, которые должны каждый день выходить на линию, пассажиров перевозят только 13. В 2015 году их было 17.

Мало того, говорит господин Успенский, что старые вагоны и рельсы находятся в плачевном состоянии, так еще и предприятию предъявили долги по налогам – почти 100 миллионов тенге. Вследствие этого, по его словам, трамвайный парк до сих пор не может выйти из долговой кабалы.

«Задолженность образовалась из-за незаконной деятельности налоговых органов. Они пять лет назад нам арестовали счета. Все деньги уходили на налоги. Вследствие этого накопились долги перед коммунальщиками. Из-за того, что счета были арестованы, мы физически электроэнергию и другие платежи не могли оплачивать. На сегодня текущий платеж оплачивается вовремя, задолженность потихоньку погашаем», – сообщил abctv.kz Анатолий Успенский.

Также он пояснил, что в апреле нынешнего года им удалось выиграть судебный процесс с налоговиками.

«Налоговики нам начислили 100 миллионов  тенге. Но суды мы выиграли. Дошли до верховного суда, верховный суд направил дело в Восточно-Казахстанский областной суд на новое рассмотрение, и судом было принято решение, что акт налоговой проверки составлен неверно. В результате действия налоговиков признаны незаконными. Сейчас нам, наоборот, налоговый комитет должен деньги. Приблизительно 50 миллионов тенге. Будем возвращать свои деньги через суд», – рассказал господин Успенский.

На сегодня парк, по данным его руководителя, остается убыточным предприятием, убытки составляют свыше 90 миллионов тенге в год.

«Из убыточности собираемся выходить путем увеличения количества вагонов. Обновления парка. За счет новых вагонов сократятся затраты. Плюс ко всему новые вагоны на 50% потребляют меньше электроэнергии, чем действующий подвижной состав», – отмечает Анатолий Успенский.

Обновлять подвижной состав парка, сообщил он, начнут уже в конце ноября. Планируется закупить 10 трамваев  марки «Татра» из Германии и столько же из Белоруссии.  Кроме того, будут модернизированы 10 действующих вагонов, с полной заменой системы управления.

Для этого, по его словам, привлекут инвестиции казахстанского финансового института. Правда, руководитель парка предпочел не говорить какого. Но уточнил, что инвестор готов вложить в проект обновления парка 800 миллионов тенге.

Жанар Асылханова, Усть-Каменогорск