Утилизация стартует без сертификатов

27 Октября 2016 18:10

«Сертификаты - это пока фантазии и «хотелки» автопроизводителей плюс одного из вице-министров МИРа», - Канат Бозумбаев.

В Казахстане уже в ноябре начнется давно анонсируемая программа утилизации старых автомобилей. Однако, вопреки ожиданиям, стартует программа без выдачи сертификатов, да и суммы существенно отличаются от ранее заявленных. И, как заявляют в министерстве энергетики, именно этого и следовало ожидать. 

"Проблемы никакой там нет, РОП (ТОО "Оператор РОП" - авт.) сделает каких-то дилеров в регионах, которые будут собирать за плату старые автомобили. А потом заключит договоры с переработчиками, которые из бизнеса, и начнет этот бизнес", - заявил abctv.kz глава минэнерго Канат Бозумбаев. 

Напомним, что ранее Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ) для стимулирования граждан к сдаче старых автомобилей, предлагала выдавать сертификаты в обмен на машины. Стоимость сертификата оценивалась в 300 тыс. тенге, предполагалось, что этот документ можно будет использовать в качестве оплаты первоначального взноса при покупке нового автомобиля казахстанской сборки. Однако, по мнению господина Бозумбаева, реализация такой схемы в Казахстане пока невозможна. 

"Все, что хочет АКАБ, -- он, наверное, хочет, чтобы сертификаты были и поддержка. К сожалению, в действующем законодательстве это не предусмотрено. Поэтому я своему коллеге господину Касымбеку (министр по инвестициям и развитию) сказал, что ему нужно вносить изменения в действующее законодательство. Сертификаты - это пока фантазии и «хотелки» автопроизводителей плюс одного из вице-министров МИРа. Поэтому пусть прочитают закон и потом сопоставят свои желания и возможности, которые закон дает. Внесут изменения в законодательство - мы это дело поддержим двумя руками", - заявил господин Бозумбаев. 

Пока же "Оператор РОП" готовится к запуску своей программы. Как было заявлено, программу готовы начать с 21 ноября. Предполагается, что на утилизацию будут приниматься старые легковые автомобили в полной комплектации (за такие машины будут выплачивать по 150 тысяч тенге), и автомобили не на ходу, но при наличии кузова, дверей, двигателя, коробки передач (их стоимость составит 48 тысяч тенге).

Для участия в программе физическим лицам потребуется подписанное заявление на участие в программе, справка о снятии с учета ТС в связи с утилизацией в органах МВД, доверенность на заявителя (если заявитель не является владельцем), копия удостоверения личности или доверенного лица, справка о расчетном счете, договор передачи ВЭТС на утилизацию.

Отметим, что программы утилизации старых автомобилей существуют во многих странах. Только в период мирового финансового кризиса 2008-2009 годов Германия, Франция, Китай и Россия обеспечила своих национальных автомобильных производителей государственной поддержкой в виде внедрения программ замены старых автомобилей на новые, с выплатой компенсации. 

Так, в Германии был предоставлен правительственный пакет в 1,5 млрд евро для поддержки автомобильной промышленности страны. Правительство отказалось от налогов на новые автомобили и предлагало гражданам 2,5 тысячи евро за сдачу на утилизацию старой машины (не менее 9 лет) с последующей покупкой нового авто с низким уровнем вредных выбросов. 

Аналогичная программа была реализована во Франции, там сумма компенсации за утилизируемый автомобиль старше 10 лет составляла 1 тысячу евро. 

В России также была запущена программа по утилизации старых авто, в рамках которой владелец старого автомобиля (легкового или коммерческого), сдав свое авто в пункт утилизации или обменяв его в автосалоне по программе "трейд-ин", получал возможность приобрести новый автомобиль со значительной скидкой (при сдаче по схеме утилизации - скидка 50 тыс. рублей за легковой автомобиль, по схеме "трейд-ин" - 40 тыс. рублей, что на момент действия программы составляло около 1500-1100 долларов).

По состоянию на 1 сентября 2016 года количество легковых автомобилей в Казахстане составило 6,201 млн единиц, в том числе 2,347 млн машин снятых с учета, зарегистрированных – 3,853 млн единиц. По году выпуска среди зарегистрированных легковых машин преобладают автомобили, выпущенные более 10 лет назад – 58,8%.

Темиртау – главный претендент на завод по утилизации авто 
Ранее созданный в стране для сбора утилизационных сборов и регулирования утилизационной инфраструктурой оператор РОП (расширенных обязательств производителей) место возможной дислокации такого производства не называл. Однако в четверг директор департамента управления отходами министерства энергетики Жан Нурбеков сообщил, что это могут быть либо Темиртау, либо поселок Кульсары в Атырауской области.

"Оптимально, как считает РОП, это будет Темиртау, - сказал Жан Нурбеков. - Но, опять-таки, это условие конкурса. Есть еще предприятие в Кульсарах, которое этим же (утилизацией – прим. авт.) занимается для нефтяников. Если они выйдут на конкурс в нем победят, значит, уже они готовы, значит, это будет там". И все же, по словам представителя Минэнерго, РОП больше склоняется к Темиртау, поскольку там имеется металлургический комбинат, способный обеспечить переработку продукции такого утилизационного завода.

При этом "прессовать" автомобили до стандарта – кубического метра – по словам Жана Нурбекова, будут в регионах. "Потом эти кубики со всей страны будут вестись на этот завод – там они будут либо резаться, либо разбиваться, в зависимости от того, какая технология будет принята теми, кто построит это завод, потом это все сепарируется", - пояснил он. Строиться это производство будет за счет собственных средств хозяев, а затем они будут получать плату от оператора РОП за счет средств, полученных от сбора утилизационного сбора за новые авто.

Соответствующую плату казахстанцы осуществляют за вновь ввозимые в страну авто с 1 января нынешнего года. Ставка утилизационного сбора зависит от объема двигателя авто, вне зависимости от страны производства и возраста ввозимого автомобиля. При этом, когда должен быть построен завод для утилизации, директор департамента управления отходами министерства энергетики ответить затруднился. "Насколько я знаю, там стоит больше полугода. Но это, опять-таки, конкурсная документация должна быть утверждена на этой неделе самим оператором РОП", - сказал он. 

До появления же этого производства такие машины будут собираться в регионах. Жан Нурбеков в этом ничего страшного не видит. "По одной машине перерабатывать тоже.. из-за двух, десяти машин ведь никто не будет (открывать производство – прим. авт.), - говорит он.  - Поэтому нам нужно определенный период времени, чтобы посмотреть, как программа заработала, как приходят эти автомобили. Машина за 150 тысяч тенге – это те машины, которые уже доживают свой век, то есть автохлам, который действительно дымит, коптит или просто стоит, гниет и с него капает жидкость опасная".

По его расчетам, речь идет о порядка 10 тысячах автомобилей при 6,2 миллиона легковушек, зарегистрированных в республике по состоянию на 1 сентября этого года. При этом Жан Нурбеков не исключает, что к утилизации старых авто будут подключаться и другие предприятия. "Пластик, шины, аккумуляторы – все это будет передаваться для переработки, но это зависит от того, каким будет конкурсное предложение, - пояснил он. - Если само предприятие (по переработке авто – прим. авт.) будет утилизировать основные фракции, потому что там есть и тканевые материалы, есть шины, то чем комплекснее переработка, тем лучше, чтобы не возить", - заключил он.

Ирина Севостьянова, Игорь Воротной, Астана