В Актау появился конкурент нефтяной "качалки"

Елена Калинина Елена Калинина
19141

Новое изобретение превосходит традиционную модель для добычи нефти по всем параметрам.

В Актау появился конкурент нефтяной "качалки"

В Актау на базе "Актауского машиностроительного завода" состоялось заводское испытание установки для добычи нефти УПГШН "Нуба" (универсальный привод глубинного штангового насоса). Автором инновационного проекта является изобретатель Абилхас Бесимбаев. Изготовить опытный образец ему помогли специалисты ТОО "Актауский машиностроительный завод", где была спроектирована и собрана уникальная шарико-винтовая передача привода (ШВП). Детали ШВП изготовлены из высоколегированной стали с контурным закаливанием токами высокой частоты. Специалисты, говоря о данной технологии, считают, что она обеспечит плавность хода, точность перемещения, жесткость, надежность и долговечность в эксплуатации привода при нагрузке до 100 тонн. 

"Разработка и изготовление опытного образца заняли 11 месяцев. Испытание и наладочные работы проведены. По себестоимости привод равнозначен своим аналогам из Китая и Россия, потребляет до 90% меньше электроэнергии, чем станок-качалка. Использовать его можно в любой точке земного шара при температуре от -60  до +60 0 С. По такому показателю, как ресурсосбережение (вес общего комплекса и эксплуатационные расходы) установка в четыре раза экономичнее, чем станок-качалка. Есть и другие плюсы: его вес как минимум на 10 тонн меньше станка-качалки (2,5 тонны против 13 тонн), это огромная экономия металла, гораздо меньшие габариты", - отметил изобретатель Абилхас Бесимбаев.

К тому же, подчеркивает изобретатель, производительность по жидкости (нефти) у привода гораздо большая - до 30 % выше, в сравнении со станком-качалкой. По энергопотреблению установка также может дать серьезную фору традиционному станку - обеспечить до 90% экономии или же работать от любого источника возобновляемой энергии: ветро-, гелио-станций мощностью до 5 кВт. На месторождениях Мангистауской области достаточно и ветра, и солнца, поэтому изобретателю хотелось бы презентовать возможности привода в сфере "зеленой энергетики" в ходе Экспо-2017.

Ранее изобретатель подавал документы в АО "НАТР", которое для строительства опытного образца выделило ему 5 млн тенге. Автор должен отчитаться за эти деньги по первому этапу коммерциализации проекта. Однако писать заявку на второй этап он не стал – ждать средств пришлось бы полгода, и тогда собрать опытный образец и выполнить его промышленную обкатку до Экспо-2017 он бы гарантированно не успел.  А теперь, когда образец прошел заводское испытание, его отправят на скважину месторождения Каражанбас для испытаний в промышленных условиях. Хотя некоторые участники заводских испытаний – а за ними следили не только чиновники, но и нефтяники – уже сейчас уверены в их положительном результате.

"Винтовые стойки привода можно вращать руками, без инструмента. В ходе заводских испытаний нагрузка со стороны подвески составляла 835 кг, аналогичной была масса противовеса - 835 кг, они были уравновешены и поэтому легко управлялись одним человеком. Если на подвеске и противовесе будет 4 или 10 тонн, результат будет таким же – винтовые стойки также легко можно будет вращать руками. Мое мнение – это нужная вещь. К тому же, благодаря конструкции, привод более экологичен. Думаю, он будет очень полезен нам и вызовет большой интерес у российских и иностранных компаний", - сказал директор ТОО "Мунайгазтранс"  Нурумгали Жонкарбаев. 

Действительно, эта модель, благодаря особенностям конструкции, может помочь серьезно улучшить экологию региона.

"Мы в течение 7-8 месяцев помогали  изготавливать данный образец. Самой трудной частью были винтовые стойки. Все они вместе с другими деталями производились в нашем участке завода. Редуктор (емкость с машинным маслом объемом от 5 до 10 литров) установлен в самом корпусе привода, поэтому масло в окружающую среду не попадает в отличие от станка-качалки, с которой в ходе работы масло капает на землю. Этой установкой может управлять всего лишь один человек, и я на 100% убежден, что привод хорошо себя покажет в ходе промысловых испытаний", - сказал начальник механического участка ТОО "Актауский машиностроительный завод" Акылбек Жетибаев.

В настоящий момент уже подписан трехсторонний меморандум между ТОО "АМЗ", руководством управления индустриально-инновационного развития Мангистауской области и АО "Каражанбасмунай". Согласно пунктам меморандума ТОО "АМЗ" оказывает помощь в сборке образца привода, а АО "Каражанбасмунай" предоставляет для испытаний одну нефтяную скважину месторождения Каражанбас.

"Испытательный период продлится 1-2 месяца. В рамках подписанного трехстороннего меморандума планируется выпустить рабочую модель привода для полноценной эксплуатации нефтяной скважины. При достижении положительных результатов, когда у нефтяных компаний появится интерес к разработке и поступят заказы, будет подниматься вопрос о серийном производстве привода "Нуба". Для этого нужна принципиальная поддержка нефтяных компаний. Говорить об экспорте сейчас рано. Что касается цены – стоимость привода примерно 20 млн тенге, однако при серийном выпуске стоимость одного образца будет на 20-30% ниже", - отметил руководитель управления индустриально-инновационного развития Мангистауской области Нурбек Карасаев.

Сейчас на Актауском машиностроительном заводе собирают опорное устройство (подножки), на которые установят первый образец привода. Уже в ближайшие дни "Нуба" отправится на месторождение для полноценной работы.

Елена Калинина, Актау

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться