В Казахстане хотят запретить торговлю с фур

21 Октября 2017 12:10

Для обеспечения торговли без посредников будет создана система оптово-распределительных центров.

Ввести запрет на продажу продовольствия с фур в розничном секторе предлагают разработчики проекта создания в Казахстане оптово-распределительных центров (ОРЦ). Об этом рассказал в Шымкенте на встрече с руководителями местных рынков управляющий директор – директор департамента развития малого и среднего бизнеса национальной палаты предпринимателей «Атамекен» (НПП) Динмухамед Абсаттаров.

Как он отметил, введение такого запрета позволит повысить общую культуру торговли на рынках и будет стимулировать переход оптовиков на ОРЦ – только там они и смогут продавать свой товар, в том числе с фур.

Также предлагается, чтобы вся реализуемая в розничной торговле продукция, как отечественная, так и импортная, попадала на базары, в магазины только через ОРЦ.

«Это позволило бы обеспечить ее контроль и гарантировать безопасность продовольствия, поступающего на прилавки, – пояснил Динмухамед Абсаттаров. –  Кроме того, это позволит видеть общую картину, реальную долю импорта на нашем рынке, объем и ассортимент завозимой продукции. Такая информация полезна для наших производителей, возможно, она кого-то побудит заняться импортозамещением тех или иных продуктов».

Помимо запрета торговли с колес, для внедрения ОРЦ потребуется также внести изменения в некоторые законодательные акты, проинформировал директор департамента НПП. Так, необходимо определить форму организации, разработать и утвердить правила и требования к организации ОРЦ, определить компетенцию местных исполнительных органов на проведение конкурса, создание комиссии, определение объекта – потенциального ОРЦ.

Но в первую очередь надо прописать определение понятия ОРЦ и основные требования к нему в «Правилах внутренней торговли». Как констатировал г-н Абсаттаров, анализ нормативно-правовых актов, регулирующих и стимулирующих отрасль торговли, показал, что оптовое звено у нас законодательно не прописано.

Более того, как он заявил, фактически оптовое звено в чистом виде в Казахстане отсутствует.

«На сегодняшний день оптовая торговля настолько переплетена с розницей, что сложно сказать однозначно, где оптовик, а где розничный торговец, соответственно, является ли этот центр оптовым или розничным», – пояснил Динмухамед Абсаттаров. Между тем, как он отметил, из-за сложной переплетенности опта и розницы на рынке действуют многочисленные звенья посредников, которые не вносят никакую добавленную стоимость, но имеют большую маржу. В результате идет колоссальный рост цен.

Собственно, отсюда, из выяснения и анализа причин постоянного роста цен на продовольственные товары в РК, по словам директора департамента НПП, и родилась идея ОРЦ.

В качестве первой выявленной причины он назвал огромные потери продтоваров в процессе доставки от производителя к потребителю.

«В сложившейся у нас системе торговли продтоварами присутствует множество звеньев, при этом посредник может представлять собой два и более звена, увеличивая цепочку, – отметил выступающий. – Многозвеньевая структура торговли приводит к увеличению транспортных, логистических затрат, увеличивает риски механических повреждений при погрузке-разгрузке товаров и потерям при хранении продукции.

По аналитическим исследованиям, сегодня в Казахстане эти потери превышают 40%. Как следствие, рынок заполняет импортная продукция. А потери продукции при транспортировке и хранении, а также маржа посредников, их затраты на логистику закладываются в цену товара. В итоге, проходя путь от производителя к потребителю, его цена увеличивается в два, три и даже в четыре раза».

В частности, был приведен такой пример. В октябре 2016 года капуста в ЮКО реализовывалась производителями по 14 тенге за килограмм, а потребитель приобретал ее за 71 тенге. И это притом, что в ЮКО выращивается более 40% производимой в стране капусты.

«Таким образом, во-первых, потребитель покупает товар по высокой цене, во-вторых, доход получает не производитель, а неэффективные посредники», – констатировал г-н Абсаттаров.

Другими ценообразующими факторами он указал дороговизну оборотных средств, которые производители чаще всего получают через БВУ под высокие проценты, а также постоянный рост тарифов на основные энергоресурсы и коммунальные услуги.

«Анализ текущей ситуации позволяет сформулировать несколько основных проблем оптовой торговли в стране, – добавил в свою очередь эксперт департамента развития МСБ НПП Дархан Калиев. – Помимо вышеупомянутого посреднического звена, это недоступность торговых площадей для сельхозтоваропроизводителей.

Также у нас отсутствует обратная связь между производителями и потребителями: первые не знают, на что есть спрос, а вторые не имеют возможности донести свои предпочтения до производителя. Кроме того, это нарушения ветеринарных, санитарных и фитосанитарных требований. При продаже не соблюдаются элементарные требования безопасности продукции. Нет возможности консолидации партий продтоваров по категориям для обеспечения однородных и устойчивых поставок продовольствия на экспорт. Все эти проблемы мешают развитию оптовой торговли и приводят к неконкурентоспособности отечественных товаров в сравнении с импортной продукцией».

Как подчеркнул Динмухамед Абсаттаров, в ОРЦ будет организована оптовая торговля продовольственными товарами для розничных рынков, магазинов у дома, сетей ресторанов, кафе, гостиниц, то есть покупать здесь будут только предприниматели.

Физические же лица будут закупаться в розничном секторе: на базарах, в торговых сетях, магазинах и так далее. Таким образом, опт четко отделят от розницы, и выстроится продовольственная цепочка без посредников: производитель – опт – розница – потребитель.

Основной функцией ОРЦ станет обработка товарных потоков, связанных с укрупнением, разукрупнением партий товаров, их комплектованием, формированием, расформированием по направлениям перевозки, с упаковкой и пакетированием, выполнением комплекса сервисных услуг.

«Главное назначение ОРЦ – гарантированный сбыт произведенной в Казахстане сельхозпродукции, что приведет к росту доходов производителей, – сказал глава департамента развития МСБ. – Кроме того, это обеспечение качества и безопасности продаваемой для населения продукции, расширение ее ассортимента. Наконец, это уменьшение потерь и снижение цен».

Как он подчеркнул, ОРЦ сделают ценообразование прозрачным. «Сейчас никто не может сказать, какова реальная цена того или иного продукта, так как накрутка через многочисленные звенья у нас доходит до 300%, – отметил г-н Абсаттаров. – Здесь же будет понятно, какова себестоимость производителя, сколько процентов будет у оптового и розничного звена. Скажем, накрутка в оптовом звене с учетом логистики и услуг будет в пределах 30%, в рознице – 20%. 50% накрутки в общем итоге – это нормальное здоровое ценообразование».

В целом эффект от реализации проекта, как сообщил Дархан Калиев, будет измеряться четырьмя индикаторами: «Первый – это цена. Учитывая, что сократится цепочка от производителя к потребителю, предполагается, что в среднем цены на продтовары снизятся на 13%. Второй – это потери продукции. За счет создания современной товаропроводящей системы ожидается сокращение потерь продукции на 20%. Третий – это доходы СХТП, они вырастут не менее чем на 10%. Четвертое – это налоговые поступления. За счет вывода участников торговли из теневого оборота, по прогнозам, налоговые поступления увеличатся с 9 млрд до 33,5 млрд тенге в течение пяти лет».

ОРЦ планируется создать в каждом областном центре. Сейчас НПП проводит диагностику объектов, подходящих под требования к ОРЦ.

Между тем разработка концепции ОРЦ еще продолжается, проинформировал Динмухамед Абсаттаров. Как он рассказал, есть еще ряд до конца не определенных вопросов, которые обсуждаются на уровне предложений. К примеру, для выстраивания ценообразования рассматривается возможность использования биржевых инструментов.

Обсуждается вопрос о функциях ОРЦ – должны ли они будут ограничиться только предоставлением услуг (логистика, хранение, аренда и так далее) или им надо дать право продавать и покупать? Последнее предоставило бы сельхозтоваропроизводителям более широкий выбор – приезжать и продавать самим, продать товар оптом ОРЦ или сдать его сюда под реализацию.

Споры ведутся и по поводу того, необходим или нет контроль ОРЦ со стороны государства.

Говоря об этих и других вопросах, представитель НПП интересовался мнениями по их поводу у собравшихся представителей базаров, выслушивал и записывал высказанные предложения. Таким же образом будут проходить обсуждения проекта ОРЦ и в других регионах.

Клара Ларина, Шымкент