В поисках культурного кода

В новом художественном пространстве TSE art destination на правом берегу столицы открылась выставка Алмагуль Менлибаевой GREEN, YELLOW, RED AND GREEN AGAIN.

16 Февраля 2018 08:30 Автор: Влада Гук
В поисках культурного кода
Фото: Влада Гук

Алмагуль Менлибаева – настоящая звезда казахстанского современного искусства. Впрочем, более известная за рубежом, чем на родине. В 1980-е и 1990-е годы она входила в знаменитую группу «Зеленый треугольник» и была частью алматинского андеграунда. Теперь она выставляется по всему миру, от Нью-Йорка до Мумбая, участвует в венецианских биеннале, Роттердамском кинофестивале и многих других крупнейших международных выставках и арт-форумах: в Берлине, Амстердаме, Париже, Лондоне, Мадриде, Сиднее, Шардже... Работы Алмагуль Менлибаевой есть в коллекциях Музея искусств имени Кастеева в Алматы, Филадельфийского художественного музея (США), Антверпенского музея современного искусства (Бельгия), Квинслендской национальной художественной галереи (Австралия).

Называя свое направление панкромантическим шаманизмом, художница экспериментирует с новыми медиа, совмещает «советскую школу футуризма с кочевой эстетикой», познает современность через мифы и архетипы.

«Это первая персональная выставка Алмагуль Менлибаевой в Астане и первая за долгие годы в Казахстане, – говорит владелица галереи TSE art destination искусствовед Дина Байтасова. – В Казахстане у нее была выставка в «Тенгри Умай» в Алматы, но это было десять лет назад. Алмагуль Менлибаева живет за границей – в Брюсселе, в Берлине, а сюда приезжает, но все ее искусство связано с Казахстаном. Она делает здесь свои работы, рефлексирует на тему казахстанской проблематики, остро реагирует на все, что происходит. У Алмагуль очень плотно забитый график, но она согласилась сделать здесь выставку, что для меня очень большая удача».

По словам Дины Байтасовой, цены на работы заданы ниже, чем в Европе.

«Мы сделали это, чтобы инициировать коллекционирование. Цены от 2000 до 6500 долларов. Самая дорогая работа – «Бабочка Айша Биби», знаковая в творчестве художницы, стоит 9500 долларов».

На выставке GREEN, YELLOW, RED AND GREEN AGAIN – работы из нескольких серий и разных периодов, выполненные в разных медиа: видео-арт, фото-арт, диджитал-арт, смешанная техника. Некоторые произведения – прямой отклик на актуальные явления казахстанской действительности, например работа «Левый берег, правый берег», посвященная Астане, или полотно «Даудидау», созданное художницей после того, как она услышала эту песню в исполнении Димаша Кудайбергена.

Титульная работа, давшая название всей выставке, – это 17-минутный фильм «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый», для которого художница снимала светофоры и людей на перекрестках разных городов мира.

«Этот фильм я снимала для Московской биеннале 2015 года. Тема биеннале была «Как жить вместе», то есть со всеми нашими национальными и культурными различиями, разными политическими взглядами и так далее. Я сделала фильм о глобальном языке, который мы все знаем и понимаем. Хотела показать, что существует международная система коммуникаций и правил, которая работает ежеминутно и ежесекундно и которую принимают люди всего мира. В данном случае это цвета светофора», – объясняет Алмагуль Менлибаева.

Пожалуй, самый бурный интерес у публики (или, во всяком случае, бурный поток «селфи на фоне») вызвали работы из серии «Художник и экономика», в которой художница использует художественно-семантический потенциал еды, напитков, тары и упаковки. Например, работа Cans («Банки») – оммаж Энди Уорхолу с его знаменитыми банками супа «Кемпбелл». Только у Алмагуль Менлибаевой это уже скорее призраки банок, теряющиеся на камуфляжном фоне, в облаках пустых окошек для сообщений из мессенджеров и «речевых пузырей» из комиксов.

«Когда Энди Уорхол делал свои работы, был другой мировой порядок: Америка поднималась, был расцвет массовой культуры, делались первые шаги к глобализации. Теперь уже другое время, новый политический порядок: появилось много новых игроков, все меняется, и мы свидетели этих изменений. В этой работе я говорю о военных угрозах, о fake news, о пропаганде. Нам нужны новые знания и новые инструменты, чтобы понимать жизнь, защищать себя и развиваться», – говорит художница.

К серии «Художник и экономика» относятся и работы на тему «Феминизм неизбежен» (Feminism is inevitable), в частности фото-арт с упаковкой куриного филе, маркированной слоганами Feminism is inevitable и Tradition by Tomyris, 515 year Bc.e. А также вино Feminism is inevitable – оно экспонировалось не только на фото, но и в материальном воплощении. «Феминистское» вино распили прямо на вернисаже.

Сама художница тоже признает себя феминисткой, сторонницей равноправия.

«Конечно, это же мои личные права. У меня было много историй, когда мужчины меня пытались как-то оттеснить, и я поняла, что нужно «толкаться» и самой все делать».

Пересечение тем феминизма и экономики вполне естественно: «Женщина – это 50 процентов (или больше) любой экономики, потому что она очень много отдает, тратит. Но дело не только в потреблении, женщина всегда активна, готова идти на эксперименты. Например, когда в 1990-е годы разваливался Союз, именно женщины, хотя не умаляю значение мужчин, первыми пошли печь пирожки, торговать, ездить за товаром в Китай, сделав первый шаг к рынку и капитализму».

«Что значит для Вас тема «Художник и рынок?» Художники на рынке – это жертвы, игроки, продавцы или товар? Может ли искусство хорошо продаваться и оставаться искусством?» – спросили мы у Алмагуль Менлибаевой.

«Я считаю, что художник и рынок – это всегда вопрос. Потому что стандартизация нашей деятельности иногда ставит в трудное положение творческого человека, – ответила художница. – Но я думаю, что все зависит от наших знаний. У нас не так много знаний об арт-рынке. Нам до сих пор кажется, что искусство – это что-то глупое, смешное, ненужное. А нужное – это пойти помыть полы, обед  приготовить… На самом деле это не так, потому что искусство развивает видение будущего. Нам всем нужно видеть будущее, например, своей страны, какой мы хотим, чтобы она была. Через искусство арт-рынок говорит о стране, о культуре. Когда мы говорим: «великая французская культура» или «великая немецкая культура» – все это люди и знания. А отними у Франции ее культуру – что останется? У нас многие думают, что деньги – отдельно, идеи – отдельно. Это не так, идеи тоже стоят денег. Художники очень нужная, но очень незащищенная часть общества. Им надо помогать».

Выставка Алмагуль Менлибаевой в пространстве TSE art destination продлится до 19 марта. Несколько слов о самом арт-пространстве, которое открылось совсем недавно (по адресу: проспект Республики, 33А) и наконец-то восполнило нехватку художественных площадок на правом берегу Астаны, особенно заметную после закрытия Музея современного искусства.

«Правый берег менее пафосный и, как мне кажется, более открытый для экспериментов и для искусства, чем консервативный левый. Это здание можно считать историческим для Астаны: первый ресторан, первый отель – «Турист». Место здесь атмосферное, душевное. А TSE в названии TSE art destination – это код аэропорта Астаны, оставшийся еще со времен Целинограда. И нам хотелось бы, чтобы он превратился в культурный код», – говорит Дина Байтасова.

По словам Дины Байтасовой, зарабатывать галерея будет на продаже картин, а вход для зрителей бесплатный: «TSE art destination – галерея современного искусства, здесь будут показаны только contemporary art и modern art: казахстанские художники, зарубежные художники, совместные проекты. У нас уже есть программа на ближайшие два года. Эту галерею нельзя будет снять в аренду, чтобы сделать выставку. Я сама искусствовед, галерист, и мы работаем в команде профессионалов, кураторов, арт-менеджеров. У галереи есть кураторская линия, мы ответственны за то, что мы показываем, и мы выбираем самое интересное для Астаны. Следующей по плану у нас будет выставка алматинских художников Галыма Маданова и Зауреш Терекбай. Очень интересные, актуальные художники, у которых тоже давно не было выставок».

Влада Гук