ВИЭ сгенерировали убытки KEGOC

8000

В прошлом году через расчетно-финансовый центр системного оператора по передаче электроэнергии прошло 15 млрд тенге выплат объектам "зеленой" энергетики.

ВИЭ сгенерировали убытки KEGOC

В 2017 году убытки АО KEGOC от ВИЭ составили 435,1 млн тенге. Об этом говорится в материалах отчетной встречи системного оператора национальной электрической сети за прошлый год, на которой присутствовал корреспондент abctv.kz.

"В соответствии с требованиями закона о поддержке и использовании возобновляемых источников электроэнергии в 2017 году были оказаны услуги без оплаты по передаче электрической энергии для энергопроизводящих организаций, использующих возобновляемые источники электроэнергии, в объеме 605,6 миллиона киловатт-часов. Вместе с тем, в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан, в случае безвозмездного оказания услуг компания обязана уплачивать налог на добавленную стоимость и уменьшать вычеты при расчете налогооблагаемого корпоративным подоходным налогом (КПН) дохода, где затраты по налогам составили 435 миллионов тенге. Это КПН 272 миллиона и НДС 163 миллиона тенге", – пояснил в своем докладе председатель правления АО KEGOC Бакытжан Кажиев.

Позже в беседе с abctv.kz управляющий директор по финансам и учету KEGOC Айбек Ботабеков подтвердил, что за отчетный период через расчетно-финансовый центр (РФЦ) нацкомпании прошло примерно 15 млрд тенге, которые получили объекты ВИЭ за произведенную ими электроэнергию. Стоит отметить, что в 2016 году потоки РФЦ для поддержки генерации объектов "зеленой" электроэнергетики превышали 10 млрд тенге. Деятельность центра поддерживается депонированием средств традиционных производителей электроэнергии, которые идут на субсидирование развития ВИЭ, возведенных в стране.

Между тем в 2017 году семь компаний воспользовались временными понижающими коэффициентами в коридоре 0,84-0,99 длительностью от трех до двенадцати месяцев при передаче электроэнергии через сети KEGOC. Среди них такие крупные компании горно-металлургической отрасли, как Таразский металлургический завод, Темиртауский электрометаллургический комбинат, Tau-Ken Temir, ССГПО, "Казхром".

Всего системным оператором были предоставлены скидки на свои услуги по транспортировке электричества на сумму 328 млн тенге. Больше всего дисконт получили ССГПО на сумму 86 млн тенге и "Казхром" в объеме 183 млн тенге, говорится в информационном пакете для участников отчетной встречи.

Стоит отметить, что заявки на получение скидочных коэффициентов обычно рассматриваются коллегиально KEGOC, Министерством энергетики и Министерством по инвестициям и развитию. После чего заключения по ним передаются в Комитет по регулированию естественных монополий на утверждение.

Наиболее крупными потребителями KEGOC в 2017 году были: Экибастузская ГРЭС-1 – 11% (доля в общем объеме. – Ред.), "Темиржолэнерго" – 7,5%, "Алматыэнергосбыт" – 5,4%, "Казхром" - 4,9%, "ФСК ЕЭС" – 4,6%, "Казцинк" – 4,6%, "Казфосфат" – 4%, "Шыгысэнерготрейд" – 3,8%, Алматинские электрические станции – 3,4%, "Онтустик Жарык" – 2,8%.

"Всего доля 10 наиболее крупных потребителей услуг по передаче электроэнергии составляет свыше 52 процентов от общего объема услуг", – уточнил председатель правления KEGOC в своем выступлении.

Потери в норме

Стоит отметить, что в годовом выражении количество технологических нарушений KEGOC в 2017 году резко увеличилось.

"Учтено 52 технологических нарушения, отказов второй степени, аварий и отказов первой степени не было. В 2016 году учтено 41 технологическое нарушение – это отказы второй степени, аварий и отказов первой степени тоже не было. Общее количество технологических нарушений в сравнении с 2016 годом (в 2017 году. – Ред.) увеличилось на 26,8 процента. Суммарный недоотпуск электроэнергии в 2017 году увеличился на 335 процентов и составил 246,7 тысячи киловатт-часов против 56,7 тысячи киловатт-часов (в 2016 году. – Ред.). Это связано с ростом общего количества технологических нарушений, а также с ростом количества технологических нарушений, произошедших из-за стихийных явлений", – сказал Кажиев в докладе.

Кроме того, у системного оператора из-за повышения объемов потребления электроэнергии выросли потери на сетях.

"Рост потерь обусловлен ростом объемов потребления. Потери в основном зависят от нагрузочных потерь – это в основном 70 процентов, и остальные небольшие 20-25 процентов – это потери на корону (потери электроэнергии при ее передаче вследствие возникновения коронного разряда. – Ред.). Зависит от многих факторов – это природно-климатические условия. Если рост нагрузки пошел, значит, у нас нагрузочные потери увеличиваются, и у нас доля относительных потерь будет увеличиваться. Мало того, мы, построив третий транзит "Север – Юг", ожидаем, что у нас вырастут потери в сети. Мы очень на длинные расстояния передаем электроэнергию от северных энергоисточников, к сожалению большому, у нас подавляющее большинство станций сконцентрировано на севере, а передаем мы электроэнергию на юг Казахстана, вот этим обусловлены большие потери в сети. При этом, конечно, повлиял еще ввод первого участка транзита "Север – Юг". Мы его ввели же, он работает. Поэтому, соответственно, потери увеличиваются", – пояснил Кажиев, отвечая на вопрос abctv.kz в ходе отчетной встречи.

В 2017 году уровень технологического расхода составил 6,2%, что выше показателя предыдущего года в 6,1%, это соответствует оптимальным нормативам, поясняют в сетевой компании.

Комментируя вопрос abctv.kz о том, во сколько обошлась покупка программного обеспечения для бизнес-трансформации KEGOC, управляющий директор по финансам и учету KEGOC Айбек Ботабеков сообщил, что оно было закуплено фондом "Самрук-Казына" в соответствии со стратегическим соглашением с компанией SAP.

"Компания в настоящий момент провела все подготовительные процедуры, перестройку бизнес-процессов. Были подготовлены все проектные решения, сейчас приступаем к фазе непосредственно автоматизации, которую мы планируем первый этап завершить до конца года, а второй этап будет уже проведен в следующем году. В результате все основные бизнес-процессы будут автоматизированы. Да, тут вопрос по стоимости проекта – здесь, наверное, я скажу больше по стоимости владения – за пять лет общие затраты будут составлять порядка 5,7 млрд тенге, но это включая все: техподдержку, лицензии, стоимость внедрения плюс перестройка инфраструктуры сюда же включены. Мы переходим там на сервисную модель, то есть мы не будем закупать для этого проекта оборудование, нести какие-то капитальные затраты, там все будет взято в аренду", – пояснил Ботабеков.

"Тут я хотел бы отметить, что здесь сама сумма вроде кажется большой, но на самом деле с учетом автоматизации большая часть людей будет высвобождена с выполнения операций для аналитики – для проведения анализа и улучшения работы компании, включая взаимодействие с потребителями, снижение рисков аварийности оборудования, на повышение сроков службы наших активов, там масса положительных есть вещей", – подчеркнул он.

Численность компании сейчас достигает 3,9 тысячи сотрудников. По словам Ботабекова, после внедрения автоматизированных процессов в KEGOC будет проведена оптимизация, где персонал будет переучен и переориентирован с основных базовых процессов на новые бизнес-процессы.

Объединение страны

Комментируя вопрос представителя компании "Энергопромсбыт", обеспечивающей энергоснабжение объектов "РЖД" в Костанайской и Павлодарской областях, о том, планируется ли связать магистральными электросетями запад и центр страны, Бакытжан Кажиев напомнил, что было протокольное поручение от главы государства дать предложения по усилению Западного Казахстана и объединению его с единой энергосистемой Казахстана.

"В этой связи мы разработали предТЭО, так сказать, просто изыскания рассмотрели. В этом году мы разрабатываем ТЭО по самому усилению Западного Казахстана и будем приступать к реализации усиления данного региона. Но в части объединения Западного Казахстана с единой энергосистемой мы ищем пути сейчас. Во-первых, сегодня экономически это нецелесообразно. Почему? Потому что перетоков не будет по этой линии – это очень длинные протяженные линии, и они будут неокупаемы. Внутри Западного Казахстана они самобалансируются, там только есть небольшие перетоки с Российской Федерации в части вечерних пиковых колебаний электроэнергии", – сказал председатель правления KEGOC.

Когда предварительные расчеты будут завершены, можно будет определить дальнейший план действий, считает он.

"Рассматривалось несколько вариантов – это объединение Актюбинского узла, мы до Ульке дошли линией 500 киловатт, и объединение ее в сторону Атырау. Но это мало что дает, поскольку избытков больших генерации на западе нет. В Актюбинском узле тоже избытков генерации нет. И тот небольшой дефицит, который там (в Актобе. – Ред.) создается, закрывается за счет межрегионального транзита "Батыс транзит" от Костанайской области от северных энергоисточников. Второй вариант – это строительство связи между Западным Казахстаном на юг Казахстана. При этом рассматриваются различные варианты – новые технологии, линии постоянного тока. В перспективе это может создать нам возможность использования, развития газовой генерации, в перспективе газа там будет очень много попутного, и мы предполагаем, что будет очень большое развитие именно маневренных источников электроэнергии, чего нам не хватает на юге Казахстана, и мы могли бы использовать эти маневренные источники электроэнергии для покрытия пиков в Казахстане", – пояснил Кажиев.

Издержки рынка

В ходе сессии "вопрос-ответ" представитель энергоснабжающей организации и РЭК "Кокшетау Энерго" Динар Мухамбетов сообщил, что в последнее время у компании участилось снятие диспетчеров во время ночных недоборов.

"Ночные недоборы снимают, а переборы вечерние не трогают. С чем это связано и как это вообще отрегулировать, если работаем по прямому графику, например, от РЭК, получается. За балансирование платит организация. Ночью приходит диспетчер, и начинают его снимать, угрожать ему пересдачей экзаменовки, там вот это направление. Два-три раза его снимают со смены, потом отправляют на пересдачу", – поинтересовался он.

В KEGOC объяснили эту ситуацию тем, что договор на организацию балансирования подразумевает определенную допустимую величину отклонения от суточного графика. Однако фактически отклонения бывают в разы больше. Если это не приводит к аварийным перегрузкам магистральных сетей, то в системном операторе стараются особо не обращать на это внимания. Но если это влияет на перегрузку или отклонения, то в компании принимают меры.

В целом, когда в Казахстане появляются избытки, из-за большого недобора перегружается транзит "Казахстан – Урал". Это, в свою очередь, может привести к нарушению устойчивости и разделения по центральной части Российской Федерации, Северного Казахстана вместе с Центральной Азией и Сибирью и впоследствии к серьезной аварии. Однако РЭКи и энергоснабжающие организации (ЭСО), которые должны обеспечивать определенные параметры забора электроэнергии, порой никаких мер не предпринимают для их соблюдения.

Единственной мерой остается воздействие на персонал, который разными способами объясняет, что есть распоряжение руководства, не разрешающее ему осуществлять определенные мероприятия. В то же время контракты у РЭК и ЭСО часто бывают такими, что ни одна энергопроизводящая организация, поставляющая им электроэнергию, не согласна работать по графику, который зачастую нужен, считают в системном операторе.

"Мы делаем все возможное для того, чтобы удовлетворить тот спрос, который имеется со стороны наших потребителей. Но вы, с другой стороны, должны понимать, что системный оператор в первую очередь должен обеспечить устойчивость энергосистемы и не развалить.

Вы представьте себе, если каждый потребитель будет безнаказанно более 20-30 или несколько раз отклоняться от суточного графика – мы развалим энергосистему. И мы вынуждены делать какие-то меры. Мы будем вплоть до того, что отключать. Если нужно, мы будем делать самые решительные меры для того, чтобы устойчивость системы обеспечить на должном уровне. Поэтому вы должны тоже со своей стороны уважительно относиться ко всем правилам игры на этом рынке. Мы понимаем, что есть проблема, со стороны станции у вас там не принимают кривой график, только по ровному графику, но вот вам объясняют, что есть предел диапазона, который допустим, но сверх этого нельзя", – прокомментировал этот вопрос глава KEGOC Бакытжан Кажиев.

Здесь стоит отметить, что количество договоров с потребителями KEGOC увеличилось с 544 в 2016 году до 592 в прошлом году.

Финансирование под проекты

В 2018 году KEGOC планирует завершить реализацию проекта "Север – Восток – Юг". Как известно, компания закончила первый этап строительства воздушной линии (ВЛ) 500 кВ Экибастуз – Шульбинская ГЭС (Семей) – Усть-Каменогорск в конце 2016 года. Тогда же начались строительно-монтажные работы по II этапу восточного транзита "Строительство ВЛ 500 кВ Шульбинская ГЭС (Семей) – Актогай – Талдыкорган – Алма".

"У нас срок там стоит до 31 декабря – мы ее постараемся завершить до осенне-зимнего периода, потому что там есть проблемы с пропускной способностью на юг Казахстана", – сказал Айбек Ботабеков в разговоре с abctv.kz.

На конец 2017 года кредиторская задолженность KEGOC без учета отложенного налогового обязательства составила 185,2 млрд тенге. Таким образом, долговая нагрузка уменьшилась по сравнению с началом прошлого года на 8%, или 15,6 млрд тенге. Это связано с признанием задолженности по размещенным облигациям в размере 36,3 млрд тенге и погашением части займов с учетом вознаграждения на сумму 56,7 млрд тенге, сообщил Бакытжан Кажиев в своей презентации.

По словам Айбека Ботабекова, долги KEGOC, заимствованные у ЕБРР и Всемирного банка, не будут конвертироваться в тенге, но в компании работают над сокращением задолженности перед международными финансовыми институтами путем досрочного погашения. Пока у KEGOC нет планов выпускать евробонды в тенге, так как там считают правильным привлекать средства под конкретные проекты. Сейчас идет пересмотр стратегии компании, по результатам которого будет определен пул проектов до 2030 года, пояснил он.

"Мы пока через облигации, потому что наши рейтинги сопоставимы, Банк развития Казахстана, в принципе, для нас был бы посредником просто. Мы можем напрямую взять деньги с рынка, если они есть там. Обычно сейчас проблема наличия денег на рынке. Длинных денег нет, все, что больше десяти лет, очень сложно с рынка собирать. Их по крупицам приходится собирать. А краткосрочные деньги есть. К нам часто приходят те же банки коммерческие, которые готовы предоставить линии до пяти лет. Но нам это невыгодно, потому что у нас только стройка пять лет может идти. Получается, мы только построили – уже надо выплачивать кредит, что не есть целесообразно. Поэтому только длинные деньги нас интересуют", – сказал Ботабеков, комментируя вопрос abctv.kz о том, будет ли KEGOC привлекать средства через БРК или выпуск облигаций для своих будущих проектов.

Данияр Сериков

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться