Юлия Якупбаева: "Россиянам дешевле слетать в Европу, чем прилететь в Казахстан"

Алина Альбекова Алина Альбекова
12992

О недофинансированности казахстанского туризма рассказали в НПП "Атамекен".

Юлия Якупбаева: "Россиянам дешевле слетать в Европу, чем прилететь в Казахстан" Фото: palata.kz

Туризм стал приоритетным направлением для государства лишь несколько лет назад, во многом благодаря международной выставке "Экспо". Именно это событие, по словам заместителя председателя НПП Юлии Якупбаевой, стало поводом для полной инвентаризации туробъектов страны. Подключив к работе свои региональные представительства и местные акиматы, национальная палата буквально за год выяснила: все в ужасном состоянии.

"В рамках подготовки к "Экспо" мы проехали по всем местам туристического притяжения, посмотрели, в каком состоянии находятся дороги, музеи, мавзолеи, где какой инфраструктуры не хватает. Достаточно мрачное впечатление. Это говорит о недофинансированности казахстанского туризма", – поделилась Юлия Якупбаева.

В результате этой инвентаризации, по ее словам, появились "дорожные карты" развития туризма, в которых было обозначено сразу два источника финансирования – республиканский бюджет, откуда в основном финансируется строительство дорог, и местный. Благодаря последнему, отметила представитель палаты предпринимателей, многие акимы вспомнили, что у них есть интересные туробъекты, и поняли, что они все хотят привлекать к себе гостей и развивать туризм.

Некоторые регионы, такие как Алматы, Алматинская и Восточно-Казахстанская области, на предусмотренные в местных бюджетах деньги сразу же создали туристские информационные центры по подобию столичного "Конвеншн бюро". Предполагается, что в них чиновники совместно с региональным бизнес-сообществом будут заниматься развитием внутренней инфраструктуры и отслеживать ее качество.

"Консолидация между госаппаратом и турсообществом –  это шаг вперед. В этом году в Алматы проходила туристическая выставка KITF, и многие регионы по привычке сделали свои стенды по отдельности, не было какой-то сплоченности, за исключением Алматы и Алматинской области, которые выставили единый стенд. Это намного презентабельнее выглядит: за счет участия большого количества туроператоров и турагентов получается богатый контент. А посмотрите на другие страны: на выставках они не пиарят свои регионы в отдельности, Корея не приезжает с презентацией Сеула, она выставляет единый стенд. Скоро у нас этим будет заниматься национальный офис по туризму, который уже нашел свое отражение в концепции. Я считаю, это большая победа туротрасли, потому что теперь мы будем продвигать свою страну за рубежом сплоченно, через одно окно. Правда, пока идут обсуждения, в какой форме это будет создано, национальной компании, либо с участием бизнеса… Последний вариант мы считаем правильным, чтобы не стоял вопрос о прозрачности", – заметила представитель нацпалаты.

Что касается республиканского бюджета, по данным министерства национальной экономики, за 2016 год было построено и реконструировано 130 километров местных автодорог. На строительство километра дорожного полотна местного значения в среднем было израсходовано 62,8 млн тенге. В текущем году на развитие местной транспортной инфраструктуры выделено 175 млрд тенге. Из которых 72%, или 125,7 млрд тенге, приходится на 18 приоритетных точек роста, согласно распределению Программы развития регионов – 2020. Из них на четыре агломерации – 91,8 млрд тенге, на 14 городов второго уровня – 33,9 млрд тенге. На астанинскую агломерацию, как на транспортно-логистический центр страны, выделяется 50,6 млрд тенге, из которых 13% приходится на развитие транспортной инфраструктуры. Также большое внимание уделяется автодорогам в Караганде и Усть-Каменогорске. 

Однако, отметила Юлия Якупбаева, проблемы еще остаются. К примеру, хромает в Казахстане придорожный сервис.

"Мы недавно выезжали в Зеренду. Как и предполагали, мы не успели построить сервисы "A", "B", "C" класса, потому что финансирования у "Казавтожола" было недостаточно. Хотя это было бы замечательно. Думали вовлечь какие-то действующие заправки, но у них, увы, все на улице. Здесь стоят вопросы подведения сетей, субсидирования, конечно же. Там не так много проезжает автотранспорта, чтобы бизнес сам все строил без господдержки. Пока этот вопрос не решен. Акиматам дали указания, чтобы они все это в какой-то божеский вид привели. Но это временно, на период "Экспо", а нам нужно, чтобы было постоянно. Мы будем этот вопрос дорабатывать", – пообещала представитель НПП.

Совместно с местными акиматами сегодня отрабатываются также вопросы вывоза мусора и зонирования зон отдыха. Для пяти приоритетных туристических кластеров на эти цели даже предусмотрено финансирование. Среди них Восточный Казахстан, который рассматривается в концепции как центр развития экологического туризма, Алматы – как центр горного туризма, Астана – как центр делового туризма, Южный Казахстан – как центр культурного туризма и запад страны, где предполагается развивать пляжный отдых.

Говоря о материальной поддержке туротрасли, Юлия Якупбаева отметила: тех финансовых инструментов, которые есть сегодня, недостаточно.

"Есть "Дорожная карта бизнеса – 2020", уже испытанная, есть ГЧП. Но этого мало. Все наши регионы говорят, посмотрите опыт Грузии, Турции, Азербайджана, насколько там простые процедуры предоставления земли, подведения инфраструктуры. Я думаю, мы попробуем создать специальные туристические зоны, сделать там бесплатную инфраструктуру. Все вопросы касательно этого уже отрабатываются в рамках нашего проектного офиса. Доступ к финансированию – это очень важно", – уточнила она.

Отметим, в рамках проектного офиса, который запущен национальной палатой в этом году, отрабатываются практически все проблемные моменты отрасли. Решения помогают находить приглашенные в страну в качестве консультантов специалисты компании Mc&Kensey. Совместно с ними, как уточнили в НПП "Атамекен" сейчас отрабатывается новая "дорожная карта" развития туризма, которая должна стать дополнением к основной концепции развития туризма. В рамках этого проектного офиса, уверила Юлия Якупбаева, будет решаться и волнующий многих бизнесменов вопрос упрощения выделения земли из лесного фонда.

"Это особо охраняемые природные зоны. Поэтому там сложный порядок вообще всего: согласования проектов, подведения инфраструктуры, получения земли. Этот вопрос в ведении министерства сельского хозяйства. Какие-то вопросы мы с ними уже отработали. Но, как заметили наши грузинские коллеги, пока сделано мало. Наверное, нам нужно изучить международный опыт. Мы этот вопрос отработаем", – заверила представитель нацпалаты.

Открытым остается и вопрос по приграничному туризму. По словам Юлии Якупбаевой сегодня отмечается большой интерес со стороны россиян к Северному, Восточному Казахстану, и Мангистау. 

"Наверное, будем каким-то образом прорабатывать вопросы развития системы лоукостеров и чтобы летали из городов-миллионников чартеры. Потому что сегодня многие россияне говорят, что дешевле слетать в Европу, чем в Казахстан. Все таки территория большая, лететь далеко", - отметила она. 

На сегодняшний день из решенных вопросов нацпалата отмечает льготный вход на территорию нацпарков для инвалидов, участников ВОВ и детей из детских домов. Кроме того, решен вопрос и по сопровождающим тургруппы специалистам, которым теперь не нужно будет каждый раз платить входные, сопровождая одну и ту же группу, достаточно будет заплатить всего один раз. 

Однако, по словам директора оздоровительного комплекса "Сункар" Кайрата Султанова, который занимается развитием детского туризма, вопросы по входным тарифам еще остаются. Он отметил, что каждый день ему приходится платить за каждого из 118 своих сотрудников, которые приезжают на работу, по 230 тенге. Лишь потому, что комплекс находится на территории природного парка. За три месяца таких расходов набегает около 12 миллионов тенге. Такие расходы несут еще 33 отрасли, начиная от заправок, заканчивая ресторанами и гостиницами

Юлия Якупбаева уверила, что о проблемах знает, и в рамках "дорожной карты" детско-юношеского туризма, которая уже завизирована пятью министерствами, включая министерство образования, этот вопрос будет решаться. Кроме того, в рамках этого же документа планируется перевести детские лагеря на круглогодичный режим, создать необходимую инфраструктуру, перевести в ГЧП и обновить требования по СНИПам, которые не менялись еще с советского времени. Согласно ныне действующим нормам и правилам, запрещается в лагерных палатках устанавливать раскладушки, а пол должен быть застелен кафелем.

"Из-за того, что концепцию не можем принять уже второй год, конечно, большой пласт проблем накопился. В прошлом году мы сконцентрировались на проблемах инфраструктуры и на "Экспо". А в этом собрали все накопившиеся проблемы в отрасли и внесли их в правительство. Но нужно понимать, что все они не решатся враз, за полгода. Многие из них, как статистика и визы, требуют пересмотра законодательства, дальнейших обсуждений с госорганами. Не секрет, что статистика у нас кривая. На границе кому-то ставят трудовую, кому-то туристическую. Этот вопрос сейчас стоит одним из основных. По визам, с одной стороны, это удобства, с другой – безопасность наших граждан. Бесконечно упрощать визовый режим тяжело, мы же не знаем, кто въедет к нам. Но мы балансы находим", – уточнила она.

Что касается виз для китайских туристов, по данным нацпалаты, ADS-визой за прошлый год воспользовались лишь тысяча человек. В этом году с учетом открытия прямых рейсов, открытого неба и проведения международной выставки "Экспо" ожидается, что цифра увеличится в несколько раз. Большая проблема в связи с этим стояла по визово-миграционному порталу.

"В прошлом году были произведены определенные доработки портала, и сегодня, когда приезжает гость, в частности из КНР, его необходимо зарегистрировать онлайн, то есть отметить, что он заехал. Во всех цивилизованных странах это делается через гостиницу. Так вот, наш портал подвисает, или просто висит, или вообще не работает. Это создает неудобства, гость должен идти в отделение миграционной полиции, стоять в очереди вместе с мигрантами. Это неудобно. Там всего четыре с половиной окошка, если мы говорим про Алматы, и два с половиной окошка в Астане.  Поэтому мы сейчас говорим, что нужно быстрее портал доработать. Когда начали отрабатывать вопрос с регионами, выяснилось, что многие гостиницы просто не умеют пользоваться этим порталом. Мы даже сделали несколько кустовых семинаров для коллег из гостиниц и отметили для себя, что там есть неудобства в интерфейсе. К примеру, кнопкой enter ничего нельзя сделать, нужно обязательно пользоваться мышкой. Как это объяснить без личного контакта? Мы сделали пошаговую инструкцию совместно с КНБ и МВД, как и куда заходить, на какую кнопку в каком случае нажимать. Я думаю, отработается. Мы сейчас максимально на одной волне с КНБ, МВД, МКС эти вопросы отрабатываем, чтобы во время "Экспо" не было сбоев", – объяснила Юлия Якупбаева.

По ее словам, отдельно с министерством культуры сегодня обсуждается вопрос по гидам, появится официальный единый реестр и будет внедрена аттестация.

Отдельный вопрос, по ее словам, у турсообщества стоит по системе гарантирования прав граждан, а точнее, по фонду "Камкор туристик".

"Плохо ли, хорошо ли, но фонд работает. Разъяснительная работа ведется, туроператоры с фондом работают, по туркодам тоже все понятно. Но у турсообщества есть определенные вопросы по прозрачности работы фонда. Понятно, когда новый субъект создается на рынке, к нему приковано большое внимание, надо постоянно разъяснять, потом они уходят в свободное плавание и теряются из виду. Мы им потеряться из виду не дадим", – заключила Юлия Якупбаева.

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться