Зачем Фридом купил Асыл

Татьяна Батищева Татьяна Батищева
14819

По следам сделки двух розничных брокеров.

Зачем Фридом купил Асыл

На этой неделе инвестиционная компания "Фридом Финанс" объявила о достижении соглашения с владельцами розничного брокера "Асыл-Инвест" о покупке его бизнеса. Теперь стороны ожидают решение регулятора. По словам генерального директора "Фридом Финанс" Тимура Турлова, инициатива покупки исходила от "Фридома", искавшего драйверы для позиционного роста, и предложение "скорей всего, легло на благодатную почву".

Бизнес "Асыл-Инвест" включает в себя кэш на счетах компании в размере двух миллионов долларов, порядка 20 тысяч клиентских счетов, филиалы во всех областях Казахстана. А также команду, имеющую опыт и  компетенции работы в стрессовой ситуации массового привлечения клиентов в рамках "народного IPO".  В самом первом  размещении – акций компании "КазТрансОйл" –  "Асыл" стал лидером по подписке розничных клиентов, опередив маститых брокеров из числа банковских организаций.

Помимо экспертизы и опыта команды, главный актив "Асыла", ради которого, собственно, и затевалась сделка, – клиентская база, работа с которой должна утроить доходы "Фридома" в горизонте одного-двух лет и вернуть инвестиции на покрытие сделки в сумме 1,5 млрд тенге.

За пять лет работы "Фридом Финанс" достиг потолка в розничном бизнесе. Набрав пул инвесторов, компания серьезно занималась поиском доходности, участвуя в государственной программе "Народное IPO" и выведя на биржу акции промышленных региональных АО "БАСТ" и АО "Актюбинский завод металлоконструкций", которые предназначались в первую очередь собственной клиентской базе. Клиентам также предлагались акции мировых компаний и различные возможности, например маржинальное кредитование под залог личного портфеля ценных бумаг, что позволило "Фридом Финанс" стать вторым по активности брокером на рынке репо.

Тем не менее, надо понимать, что для розничной компании всегда критичен растущий объем клиентов. Если брокеры, входящие в состав финансовых холдингов, живут на довольствие, получаемое от сделок с клиентами материнских компаний, то рыночные брокеры зарабатывают на непрерывных транзакциях, когда клиента надо постоянно удивлять. Класс розничных  инвесторов ограничен в возможностях покупки крупных объемов, чтобы приносить своему брокеру хорошую комиссию. 

Да и местный фондовый рынок, к сожалению, не блещет широким набором привлекательных акций: десяток "голубых фишек", преимущественно из добывающего и банковского секторов, трубопровод, энергетика и телеком, и немногочисленный "второй эшелон". 

Зато издержки на поиск новых клиентов множатся. Глобально мыслящий "Фридом" просто перекупил бизнес конкурента и получил весомый клиентский рычаг для своего дальнейшего развития. По словам г-на Турлова, компания может переварить  и другие сделки, однако не видит на рынке подходящие активы:

"Сильных компаний на рынке много, но в силу принадлежности к другим финансово-промышленным группам они сильно завязаны на отношениях, которые очень сложно назвать рыночными: можно купить розничных клиентов, но не связи бывших акционеров".

Почему "Асыл?"
Корпоративная политика и портфели активов "Асыл-Инвеста" и "Фридом Финанс" во многом похожи. По этой причине независимый и рыночный "Асыл-Инвест"  – яркий бренд и самобытная небанковская история на брокерской карте последнего десятилетия – фактически "обречен" на  предложение о продаже.

"Асыл" учредил  в июле  2006 года Мусаев Боленди, выходец из Южно-Казахстанской области. В 2008 году он продал акции пулу инвесторов – частных лиц, которые докапитализировали компанию и создали ТОО "Финансовая групп "Асыл", куда в качестве уставного капитала передали акции "Асыл-Инвест". Вскоре единственным участником ТОО стал Габиден Балгинбеков, занявший в "Асыл-Инвест" кресло председателя совета директоров. По официальной информации, на 1 октября 2016 года он также являлся единственным участником "Финансовая группа "Асыл".

С момента получения лицензии "Асыл-Инвест" сразу же заявил о позиционировании в розничном секторе: активно проводил бесплатное обучение, первым зашел в интернет-трейдинг, открыл паевый фонд, стал активнейшим участником и пропагандистом народных IPO.

Со временем розничная активность компании поубавилась. В 2014 году менеджмент "Асыла" заговорил об открытии более рентабельного направления – корпоративного финансирования, на который привлекли профессиональную команду. Большого бизнеса здесь не получилось – рынок финансирования реального сектора оказался чрезвычайно слаб из-за ухода частных НПФ, что сильно повлияло на открытость рынка и конкуренцию.

Небольшой "Асыл" не смог пробить монополию инвесткомпаний, аффилированных с банками, а вскоре правительство прикрыло подспорье розничных брокеров – "народные IPO". Нужны были свежие идеи для развития розницы, каковых либо не оказалось, либо компания просто финансово не тянула создание и продвижение новых продуктов. Хотя "Асыл-Инвест" все эти годы оставался прибыльным проектом,  приносящим доход от комиссионного вознаграждения и от  управления собственным портфелем ценных бумаг. На 1 января 2017 года активы компании составили 894 млн тенге, доход 986,8 млн тенге, операционный расход 201,5 млн тенге. Прибыль до налогообложения по итогам 2016 года  составила 164,7 млн, чистая прибыль 141,8 млн тенге, нераспределенная прибыль 77,1  млн тенге.

Хотя акционеры "Асыл-Инвест" отказались от "живых" комментариев, Габиден Балгинбеков в совместном пресс-релизе указал на привлекательное ценовое предложение, полученное от "Фридом Финанс", способствующее решению акционеров о продаже бизнеса. По оценке Тимура Турлова, "Фридом" оценил "Асыл-Инвест" в сумму больше одного капитала. И, скорей всего, речь идет о бизнес "усталости" акционеров "Асыла", которые  предпочли зафиксировать прибыль от десятилетнего бизнеса.

"Фридом" займется  ПИФами
После завершения сделки "Фридом Финанс" получит существенный денежный пул в лице активов клиентов, а также активов инвестиционных фондов "Асыл-Инвест". В частности, чистые активы паевого фонда "Асыл-Эксперт" составляют порядка 186 млн тенге. Это интервальный розничный фонд, стоимость пая на 26 апреля составляла 2648 тенге, увеличившись за год на 16,2%. Чистые активы за это время выросли на 36,8%. Кроме того, в портфеле еще есть Аsyl Global Investments – закрытый международный инвестиционный хедж-фонд.

Коллективные инвестиции могут стать важным и самодостаточным направлением для "Фридом Финанс". Корпоративное финансирование в бизнес-модели "Фридома" – с учетом активного маркетмейкерства – достаточно капиталоемкий и энергоемкий процесс, отдача на который происходит в течение продолжительного времени. К тому же адекватные компании еще надо найти. По словам  Тимура Турлова, они рассмотрели  пару десятков потенциальных эмитентов, однако во всех случаях имелись расхождения с акционерами бизнеса по параметрам размещения, что, однако, не помешает предложить во второй половине этого года инструменты двух новых компаний.

Скорей всего, наличие инвестиционных фондов в портфеле активов "Асыл-Инвест" добавило привлекательности сделке присоединения. "Мы не планируем делать резких движений в отношении фондов, сейчас они становятся частью объединенной компании. В ближайшие полгода, до момента закрытия сделки, постараемся разработать стратегию развития коллективных инвестиций. Не исключено, что после этого мы предложим собственное видение развития паевого фонда", – рассказал abctv.kz Тимур Турлов. 

Он полагает, что вкладчиков ПИФа нельзя считать инвесторами, обладающими меньшей финансовой возможностью, чем клиентов розничного брокера, и речь не идет о переходе в более массовый розничный сегмент: вкладчики фондов "Асыла" гораздо крупнее среднего клиента на брокерском обслуживании "Фридом Финанс".

"Это не уход в массовый сегмент розницы, а переход в другую парадигму. Когда ты продаешь доверительное управление, то продаешь свою квалификацию управляющего. Это другой взгляд на ответственность и на инвестиции", – уточнил глава "Фридом Финанс, добавив, что это интересный бизнес и есть планы создавать ПИФы для коллективных инвестиций, но в первую очередь планируется создавать инвестиционные продукты на казахстанском фондовом рынке для тех, кто хочет инвестировать в Казахстане.

Например, индекс на индекс KASE, который по итогам 2016 года стал одним из динамично растущих национальных биржевых индексов и вошел в топ-5 быстрорастущих страновых индексов мира. Тимур Турлов не исключает вероятности, что и в 2017 году индекс KASE продолжит свой рост. В этом случае особенно хороши перспективы брокеров, предлагающих клиентам не отдельные акции, а индекс на них.

Татьяна Батищева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться