Зерновой затор

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
6436

Правительство прорабатывает системные меры по решению логистических проблем экспорта зерна.

Зерновой затор

Вновь возникшая в нынешнем сезоне проблема с дефицитом вагонов для перевозки зерна заставила правительство задуматься о системных мерах на опережение. Как заявил вице-министр сельского хозяйства Нуржан Альтаев, соответствующая рабочая группа с участием заинтересованных министерств и ведомств уже создана.

Сегодня ситуация с экспортом такова. По данным Минсельхоза, в декабре планируется экспортировать зерна и муки в зерновом эквиваленте порядка 1,3 миллиона тонн. Для чего необходимо будет только в декабре 16,5 тысячи вагонов. Это 11940 зерновозов и 4776 крытых вагонов.

При этом в октябре-ноябре наблюдался дефицит вагонного парка для отгрузки зерна. Основными причинами недостачи вагонов, как пояснил сам г-н Альтаев, стал ряд факторов.

"Во-первых, в текущем году был небывалый урожай в Российской Федерации – это примерно около 133 миллионов тонн, 90 миллионов – на Украине. Вследствие чего этот огромный объем зерна стал тоже идти на наши традиционные рынки – это Азербайджан в первую очередь, Грузия и Турция. И получилось так, что наше зерно и мука стали сосредоточиваться в основном на афганском рынке. Понятно, что, поскольку инфраструктура, в том числе на афганской стороне, не совсем соответствовала тому объему, который начал поступать из Казахстана, у нас именно на стыковых станциях образовались определенные заторы в это время. И у нас, конечно же, уменьшились оборот и возвратность вагонов именно с этого направления", – объясняет вице-министр.

По его данным, на сегодняшний день "на станции Галаба есть определенное количество вагонов, где-то около 3,5 тысячи, которые вовремя не могут вернуться, первые вагоны были отправлены примерно 4 ноября". Благодаря оперативным мерам в конце октября было привлечено дополнительно 2270 вагонов зерновозов из других стран, в результате чего уже в октябре увеличился экспорт с 900 тысяч тонн до 1,2 миллиона тонн по сравнению с прошлым годом. На сегодняшний день, по словам г-на Альтаева, "дополнительно привлечены еще 1000 вагонов, они до конца этой недели прибудут в Казахстан и уже войдут в оборот, еще 500 вагонов дополнительно планируется привлечь до нового года, еще 500 вагонов – до 10 января 2018 года".

По данным председателя правления АО "КТЖ – Грузовые перевозки" Оралхана Кулакова, возможность экспортной перевозки железнодорожным транспортом на ежемесячной основе составляет в объеме зернового эквивалента 1,3 миллиона тонн, из них зерна – 800 тысяч тонн и муки – 320 тысяч тонн, при фактической перерабатывающей способности подъездных путей и графика работы элеваторов и ХПП, расположенности территориальных органов фитосанитарного и таможенного контроля от мест погрузки, а также возможностях выгрузки вагонов на приемных станциях Центральной Азии.

Впрочем, "КТЖ" со своей стороны принимает меры по поддержке отечественных экспортеров. Так, в рамках мероприятий по развитию Транскаспийского международного маршрута уже решен вопрос с железнодорожными администрациями Азербайджана, Грузии и Турции по установлению льготных тарифных условий для продвижения казахстанского экспорта через новую линию Карс – Ахалкалаки. В результате стоимость транспортировки зерна Кокшетау – Карск – Мерсин сократилась со 123 долларов за тонну до 90 долларов. За счет расширения международного порта Актау и строительства паромного комплекса "Курык" казахстанские мощности по перевалке на Каспии увеличатся с 16 до 26 миллионов тонн в год к 2018 году. Кроме того, появились новые возможности по экспорту зерна на Азербайджан, Грузию, Турцию и Италию в объеме 0,5-1 миллион тонн. По мнению г-на Кулакова, на данном направлении при установленных тарифных условиях можно существенно конкурировать с российскими черноморскими портами.

Впрочем, возникшая сейчас ситуация с дефицитом вагонов и нехваткой инфраструктурных мощностей может оказаться не просто разовой проблемой. Нуржан Альтаев констатировал, что сегодня в министерстве смотрят на перспективу и видят, где могут возникнуть проблемы.

"Мы видим, где образуются заторы, на каких станциях. Если, например, это Галаба, то нам нужно смотреть, возможно, нам прямо идти туда и строить свою перевалочную базу на Галабе. И второй вариант – это обходной путь через Туркменистан. Там тоже есть ряд вопросов, связанных с инфраструктурой. Но если мы эти вопросы добьем, в принципе, у нас будет два альтернативных пути", – отмечает он.

При этом есть вероятность, что подобные проблемы с нехваткой мощностей могут возникнуть и при расширении объемов экспорта в Китай.

"Мы понимаем, что для выработки мер и системного реагирования – это работа не одной организации. Поэтому мы уже сейчас создали комиссию, которая должна выработать системные меры, я думаю, мы до конца декабря эту работу завершим и уже в январе выйдем с системными предложениями", – заверил г-н Альтаев.

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться