Жакип Асанов: финансовый криминал мы расследуем очень плохо

Гульназ Муканова Гульназ Муканова
15913

Генпрокурор предлагает бегать параллельно и за преступником, и за его деньгами.

Жакип Асанов: финансовый криминал мы расследуем очень плохо

Найти и вернуть на родину финансовых преступников одно, а вот найти и вернуть украденные ими деньги – дело, требующее большей концентрации и умений, увы, столь недостающих следователям. Генеральный прокурор Жакип Асанов во время круглого стола "Развитие национальной системы финансовых расследований и возврата похищенных активов из-за рубежа" посетовал, что следователи отлично раскрывают по горячим следам сложнейшие преступления против личности, кражи, убийства и хулиганства, а вот финансовый криминал им не поддается, и в страну возвращают только "мелочь".

"Вместо того, чтобы сразу найти и заморозить деньги, обеспечив их возврат, следствие занято иным: пока идет экспертиза, подсчет ущерба, преступники переводят наворованное в офшор и спокойно покидают нашу страну. Потому что финансовый преступник умен, технически образован, думает быстрее на много шагов вперед", – утверждает он.

По его данным, только по возбужденным за 10 лет уголовным делам за рубеж выведены свыше 10 млрд долларов, при этом в 2015 году согласно имеющимся уголовным делам был нанесен ущерб на 245 млрд тенге, а возмещено лишь 27% – 67 млрд тенге.  И это данные только по расследуемым преступлениям. Он привел несколько примеров неэффективных действий следователей, которые позволили преступникам скрыться с похищенными деньгами. Один из них – бывший вице-президент национальной компании "КазАтомПром" Рустем Турсунбаев, прикарманивший 70 млн долларов и прячущийся в сейчас в Канаде. Еще пример – кассиры бывшего акима Атырауской области (Бергея Рыскалиева – прим. ред.) перевели за границу 500 млн долларов и сбежали в Англию, пока следствие вело допросы и собирало улики.

Не обошлось без примеров с участием дольщиков. В частности, был упомянут руководитель группы компаний "Азбука жилья", сбежавший с 14 млрд тенге дольщиков и купивший на эти деньги недвижимость в Австрии. Аналогично поступил другой глава стройфирмы Мирхат Алимбетов, обманувший казахстанцев на 5,5 млн долларов и скрывшийся с ними за рубежом.

"На протяжении трех месяцев с момента возбуждения уголовного дела на его зарубежные счета продолжали переводиться деньги из Казахстана, а следствие об этом даже не подозревало. Сам Алимбетов найден, экстрадирован в Казахстан, но деньги так и не возвращены. Хуже того, у следствия нет даже информации о приблизительном местонахождении денег. Чего в итоге добились? Да, преступник осужден к лишению свободы, но похищенных денег дольщики так и не увидели", – констатирует Жакип Асанов.

При этом, добавляет г-н Асанов, страны, принимающие беглых казахстанцев, также не могут похвастать мало-мальски позитивными результатами, несмотря на более внушительный опыт в расследование таких дел.

"Иногда, возникает такое ощущение, что как будто и рады им (преступникам, бежавшим с похищенными деньгами – прим. ред), они ведь не с пустыми руками выезжают за границу", – недоумевает он.

Генпрокурор назвал несколько факторов, ставших, на его взгляд, причинами для столь неэффективной деятельности правоохранительных органов при расследовании финансовых махинаций.

Во-первых, считает он, несмотря на то, что у каждого уполномоченного государственного органа имеются, в принципе, довольно эффективные инструменты и методы, но нежелание сотрудничать и делиться технологиями сводят на нет все их усилия. В качестве примера Жакип Асанов привел опыт Израиля, где были созданы центры обмена информацией и определены специальные сотрудники, ответственные за взаимодействие структур. В итоге сумма возвращенных преступных активов увеличилась со 100 млн долларов в 2011 году до 300 млрд в 2015 году.

Во-вторых, добавляет генеральный прокурор, бюрократия "съедает" все силы следователей и вместо того, чтобы "бежать и найти похищенное", они вынуждены разбираться с ворохом документов. В качестве решения проблемы он предложил ввести концепцию параллельных финансовых расследований, суть которой в работе с самого начала расследования по двум направлениям: раскрытие финансового криминала и возврат преступных доходов. Уже создана межведомственная рабочая группа по финансовым расследованиям и возврату похищенных активов, которая займется проработкой предложений экспертов.

"Представьте, что мы накрыли притон. Если мы его закроем и осудим исполнителей, но не найдем преступных денег, то ничего не получится. Потому что хозяин этого притона откроет то же самое, но в другом месте, в другом виде, на те же деньги. Поэтому очень важно в первую очередь выявлять преступные доходы и обращать их в собственность государства. Без денег преступники не могут развивать свой темный бизнес. Лишив их преступных доходов, мы искореняем причины такой преступности", – утверждает г-н Асанов.

Третьей причиной неудач при раскрытии финансовых махинаций он называет неумение казахстанских следователей и прокуроров работать за рубежом, а именно грамотно и понятно составлять документы, учитывая требования внутренних процедур других стран. Справедливости ради Жакип Асанов признает, что местным специалистам приходится самостоятельно осваивать все премудрости, поскольку "этому их не учили, и нет собственной методической базы".

Для устранения перечисленных причин Генеральная прокуратура запустила проект "Возврат похищенных активов из-за рубежа", который предполагает обучение сотрудников госорганов, разработку и принятие методики, соответствующей мировым стандартам.

В начале октября была обучена первая группа 24 сотрудников генеральной прокуратуры, национального бюро по противодействию коррупции, комитета национальной безопасности и министерства внутренних дел.

"Это новое поколение правоохранительных органов. Многие из них наши болашаковцы, каждого мы будем отслеживать, смотреть, и надеемся, что их вклад в развитии решение этих проблем будет реальным и продуктивным", – добавил г-н Асанов.

Также Казахстан направил запрос по присоединению к проекту инициативы по возврату похищенных активов страны Всемирного банка и ООН. На следующей неделе ожидается прибытие первой обзорной миссии. По ожиданиям генпрокурора, участие в проекте поможет разработать новую методику и алгоритмы действий по расследованию уголовных дел с обязательным арестом и возвратом в страну активов, напрямую обмениваться данными между финансовой разведкой и следствием.

"Потенциальные преступники должны понимать – мы теперь знаем, как работают эти схемы, умеем отслеживать и реагировать на подозрительные махинации, мы идем в ногу со временем, ориентируемся на свой профессионализм и на доверительные отношения с нашими зарубежными партнерами", – подчеркнул Генпрокурор.

Гульназ Муканова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться