banner

Золотая дорога

13481

В Костанайской области "Орион Минералс" просит закрыть дорогу областного значения для того, чтобы продолжить разработку месторождения Комаровское.

Золотая дорога

Смена "перчаток"
Сегодня уже практически исчерпаны запасы действующего карьера на месторождении Комаровское в Житикаринском районе Костанайской области. Здесь ведет добычу ТОО "Орион Минералс". Если оценивать цифры, то в прошлом году практически весь объем добытой руды был получен в первом полугодии — 365 тыс тонн. Во втором - лишь 1,8 тыс тонн. За полгода 2016-го добыли 34,6 тыс тонн руды. И это при производственной мощности 1 млн тонн руды. Предприятие уже год фактически работает на существующих складах. Штат сотрудников сократился почти на 300 человек (с 712 до 401).

"Мы работаем по разведке, готовимся к возобновлению добычных работ, - говорит генеральный директор АО "Варваринское" Александр Симон. - Сейчас начинается определение границ рудных тел, содержания, выделяются сортовые блоки, чтобы можно было организовывать работы. Сейчас работаем на старых запасах. Порядка 100 тыс тонн руды еще остается. Примерно на два месяца перевозок железнодорожным транспортом. Мы отправляем ее на фабрику АО "Варваринское". С 15 августа мы планируем возобновить горные работы. Проведены все тендера, подрядчики определены, заключены договоры".

По сути, сегодня предприятие переживает вторую за несколько лет смену владельца. В 2013-м предприятие, тогда еще "ТОО "Металл Трейдинг", купили ТОО "Казцинк" и АО "Верный Капитал". В планах было строительство обогатительного перерабатывающего комплекса. Однако проект не пошел, и в начале 2016-го предприятие вновь было перепродано, но уже российской компании "Полиметалл", куда входит и АО "Варваринское". Сделка на стадии завершения. Новые хозяева уже разрабатывают и утверждают планы работы на 2017 год. АО "Казцинк" в свою очередь сворачивает работы в гидрометаллургическом цеху, где перерабатываются окисленные руды. Но их практически не осталось. Сульфидные же с низким содержанием золота можно перерабатывать лишь на Варваринской фабрике, которая находится в Тарановском районе Костанайской области. Сюда, к слову, руду с Комаровского возят уже не первый год.

"Мы откажемся от строительства обогатительного комплекса, - говорит Александр Симон. - В данной ситуации это экономически нецелесообразно. Останется здесь на месте небольшой перерабатывающий ГМЦ (гидрометаллургический цех) - участок кучного выщелачивания, который уже существует и работает. Сырье для этого ГМЦ — запасы центральной части месторождения, которые еще не разрабатывались. Нет проекта. Там стадия поисковой разведки".

К слову об обогатительном комплексе. Этот проект и ранее некоторые эксперты называли лишним в Костанайской области. Варваринский комплекс, состоящий из обогатительной и золотоизвлекающей фабрики, имеет мощность 4,2 млн тонн руды в год. Двум подобным предприятиям места в Костанайской области было бы мало.

Перемычка
Сегодня речь идет о том, что нужно начинать добычу на северном и центральном участках Комаровского месторождения. Однако продвижению мешает дорога областного значения Камысты—Денисовка. Руководство ТОО "Орион Минералс" предлагает перекрыть участок длиной около трех км. Он находится как раз на месте будущего карьера. Вопрос с обустройством временной объездной дороги на стадии обсуждения с акиматом. Компания предлагает два варианта: строительство девяти километров нового участка или же ремонт отрезка существующей дороги.

"Мы предлагаем осуществить ремонт участка с. Тохтарово - областная дорога протяженностью порядка 12 км, - говорит генеральный директор АО "Варваринское". - Строим дорогу четвертой категории с гравийным покрытием".

Если будет утвержден предложенный предприятием вариант, то работы по добыче на новом участке начнут уже в 2017 году. Вариант со строительством нового участка растянет процесс на 2,5-3 года из-за согласований и выкупа земель у частников. Тогда добычу начнут не ранее 2018 года. А это потери не только предприятия, но и бюджета. Александр Симон говорит, что если будет выбран предложенный ими вариант, то компания возьмет на себя расходы по ремонту и содержанию дороги.

В акимате Житикаринского района отметили, что эти обязательства предполагается прописать в контракте недропользования. Ожидается, что через пять лет планируемый к разрушению участок дороги будет полностью восстановлен.

Решение важно принять в кратчайшие сроки. Планируется, что вопрос в ближайшие дни вынесут на рассмотрение жителей близлежащих сел, которых коснется объездная дорога. После одобрение необходимо будет получить у общественного совета Костанайской области.

Пока же предприятие будет работать на остатках. Планируемый объем производства промышленной продукции на уровне 90% прошлого года: план 802 тыс тонн товарной продукции в 2016-м против фактических 882,9 тыс тонн в прошлом году.

"Мы сейчас просматриваем варианты с переукладкой штабелей, чтобы дополнительно извлечь тот металл, который плохо извлекался, - говорит Александр Симон. - Плюс еще есть вариант с переработкой сырья, которое практически списано в отходы. Остаточное содержание где-то около грамма есть. Это экономически рентабельно, поскольку НДПИ и налог на отход мы платить не будем. Сейчас у нас научные институты привлечены, занимаются решением, и вплоть до конца месяца будут даны рекомендации. Тогда мы дополнительно на фабрику АО "Варваринское" повезем эту руду".

Татьяна Шестакова, Костанай

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться