"После 2020 года можно ожидать строительства нового нефтепровода"

Куралай Абылгазина Куралай Абылгазина
23175

Добыча нефти в Казахстане может вырасти с 81 млн до 130 млн тонн после 2020 года.

"После 2020 года можно ожидать строительства нового нефтепровода"

Каспийский трубопроводный консорциум реализует проект расширения с экономией и завершит выплаты по обслуживанию долга к 2020 году.  О перспективах новых экспортных маршрутов и качестве казахстанской нефти в интервью abctv.kz рассказал заместитель генерального директора по связям с правительством Республики Казахстан АО "КТК-К" Каиргельды Кабылдин.

- После 2022 года на месторождении Тенгиз будут добывать дополнительно 12 млн тонн нефти в год после завершения проекта расширения. Кроме этого, уже запущенный Кашаган будет увеличивать производство. Потребуется ли строить новые мощности для экспорта нефти?

- На сегодня в Казахстане созданы мощности для транспортировки на 95 млн тонн нефти: КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) - 50 млн тонн, нефтепровод "Атырау-Самара" - 15 млн тонн, порт Актау - 5-10 млн тонн, китайское направление (нефтепровод Казахстан - Китай) - 20 млн тонн. Если будет реализовано полное развитие Кашагана и завершено расширение ТШО ("Тенгизшевройл"), то после 2020 и ближе к 2030 году мы получим около 130 млн тонн (нефти в год, добыча – прим.). Получается, около 20 млн тонн нефти не вместится в существующие мощности. Ранее по этому вопросу уже были переговоры и консультации. Тогда пришли к мнению, что будет создаваться новая система Kazakhstan Caspian Transportation System, KCTS (Казахстанско-Каспийская система транспортировки, ККСТ) в направлении Актау – Баку - Джейхан. Будет расширяться китайское направление до 20 млн тонн. Компания Chevron заявила о своем интересе и потенциальном участии в ККСТ года три-четыре назад. "Тенгизшевройл" завершит full development (проект расширения – прим.) к 2022 году. То есть после 2020 годов можно ожидать строительства новой системы.

- Будут ли пересмотрены тарифы на прокачку нефти через КТК в 2017 году? Как они формируются у КТК-К (Казахстан) и КТК-Р (Россия)?

- Тариф КТК утверждается акционерами. На сегодняшний день это 38 долларов за тонну от Тенгиза до Черного моря. Он распределяется между КТК-К и КТК-Р в соотношении 75/25 в зависимости от протяженности трубопровода на территории стран и по объемам перекачки. То есть из 38 долларов Казахстан получает 25% (для целей налогообложения) и 75% уходит России (для целей налогообложения). КТК условно разделен на два юридических лица (КТК-К и КТК-Р), а в целом у трубопровода общие акционеры. Мы (Республика Казахстан – прим.) являемся акционерами и в КТК-Р, как и Россия, имеют долю в КТК-К.

Решение о пересмотре тарифов принимают акционеры и в зависимости от потребностей. На сегодня КТК самостоятельно финансирует проект расширения стоимостью 5,4 млрд долларов. Кроме того, консорциум выплачивает займы по первоначальному строительству трубопровода: в 2015 году выплачено 1,5 млрд (долларов – прим.), за 2016 год – 1,2 млрд (долларов – прим.). К 2018-2020 году КТК выплатит все займы. Поэтому необходимости увеличивать тариф, как вы видите, нет. Тем более если объемы (транспортировки нефти – прим.) увеличатся, у КТК увеличатся доходы. Можно даже и снижать тариф, может быть, в какой-то период придется.

- Поступали ли заявки от неакционеров КТК на прокачку нефти?

- Нет, приоритетное право на пользование пропускными способностями трубопровода имеют только акционеры. Действует целый каскад или "водопад" распределения (объемов прокачки – прим.). Если один акционер отказывается, то он не может передать это право третьей стороне, он обязан передать другому участнику КТК. Если все акционеры откажутся, то тогда они могут рассмотреть возможность запустить третью сторону, но уже на коммерческих условиях. Тариф будет не 38 долларов за тонну, а 40-50 долларов условно. В основном акционерами КТК являются участники крупных нефтяных проектов: Тенгиз – Chevron, Exxon, "ЛУКОЙЛ"; Карачаганак – Agip, BG, Chevrom, "ЛУКОЙЛ", "КазМунайГаз"; Кашаган – участники проекта являются акционерами КТК, кроме Inpex и Total. При строительстве было запланировано, что КТК станет специализированной экспортной системой в первую очередь для Тенгиза, Карачаганака и сейчас для Кашагана. Первая очередь Кашагана полностью будет удовлетворена транспортными возможностями КТК.

- Может ли стоимость проекта расширения КТК быть пересмотрена?

- Акционеры утвердили проект расширения стоимостью 5,4 млрд долларов. По графику освоения капитальных затрат КТК идет с экономией. Поэтому повышения стоимость проекта расширения не ожидается.  

- По данным КТК, Кашаган подал заявку на прокачку 10,4 млн тонн нефти в 2017 году. Однако по прогнозам министерства энергетики, с месторождения планируется добыть только 5 млн тонн. Почему такая разница?

- Это заявка, и мы 10 млн тонн готовы принять. Остальное зависит от добывающей компании. Заявить заявили, они за это не платят. К примеру, компания заявила 10 млн тонн, но смогла добыть 7 млн тонн, соответственно и прокачала только 7 млн тонн. В то же время в системе КТК действует принцип "вези или плати". Вот если бы компания заявила 10 млн тонн, добыла 15 млн тонн и прокачала всего лишь 5 млн тонн, то платила бы за все 10 млн тонн.

Сегодня у КТК достаточно мощностей, чтобы обеспечить транспортировку всей добываемой в Казахстане нефти, включая новые месторождения. (Учитывая, что Казахстан экспортирует нефть и через другие трубопроводы и маршруты – прим.) Добыча в Казахстане в 2017 году увеличится на 3-4 млн (всего 81 млн тонн), а создали дополнительные мощности на КТК на плюс 10 млн тонн.

- После того как сырье с Кашагана начало поступать в трубопровод КТК, не изменилось ли качество нефти (смесь CPC Blent)? Как банк качества нефти КТК распределяет компенсации и штрафы за качество нефти?

- Нефть с Кашагана практически одинаковая с тенгизской – геофизические свойства абсолютно идентичны. Немного отличаются в деталях, по плотности – одинаковые, по содержанию серы – Кашаган лучше, меньше серы. В основном в банке качества расчеты идут по показателям плотности и содержанию серы. В мире порядка 200 сортов нефти и сырье торгуется на мировых рынках относительно стоимости эталонного сорта Brent.

По КТК проходит специальная - CPC Blent. Производители с высоким (месторождение Тенгиз) и более низким качеством нефти (месторождения Узень, Эмба) производят через банк качества расчеты. Производители, которые ухудшают качество смеси CPC Blent, платят в банк качества, кто теряет качество, тот получает компенсацию. Система позволяет справедливо получать компенсацию за потерю стоимости при ухудшении качества. В системе КТК это было запланировано изначально. К примеру, тенгизская нефть, если бы проходила через российскую систему "Транснефти" (трубопровод "Атырау-Самара" – прим.), теряла бы (в стоимости – прим.) 3,25 доллара за баррель или 25 долларов на тонну. Сегодня Тенгиз добывает 30 млн тонн, если умножить на 25 долларов, получается 750 млн долларов потерь из-за снижения качества.  

В условиях низких цен на нефть выгоды банка качества частично компенсируют падение цен. Система позволяет получить справедливую цену за тенгизскую нефть. В китайском направлении (нефтепровод Казахстан -Китай – прим.) отсутствует банк качества, и мы значительно теряем в выгодах при поставке нефти в направлении Китая.

Куралай Абылгазина

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться