Как искусственный интеллект поможет казахстанскому ритейлу

Как искусственный интеллект поможет казахстанскому ритейлу, ритейл, Искусственный интеллект, Продажи, ИИ, технологии, Цифровизация, индустриализация, торговля, нейросети

Понятие «искусственный интеллект» получает законодательное обрамление. Давайте попробуем разобраться, как он может помочь казахстанскому ритейлу?

Этой осенью на обсуждение вынесли законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых технологий», который среди прочего рассматривает такое понятие, как «искусственный интеллект».

Государственная программа «Цифровой Казахстан», стартовавшая годом ранее, также называет искусственный интеллект (ИИ) одним из неотъемлемых элементов «Индустрии 4.0», курс на которую держит страна. Эта технология способна ускорить развитие разных сфер экономики, и одна из них – ритейл, где в распоряжении компаний находится огромный объём данных, и тот, кто сможет воспользоваться ими наиболее эффективно, будет доминировать на рынке.

Есть ли искусственный интеллект в Казахстане?

Казахстан только начинает использовать возможности искусственного интеллекта. И уже есть первые интересные проекты на основе этих технологий. Министерство здравоохранения внедряет в государственные медицинские структуры самообучающуюся систему на базе искусственного интеллекта, которая позволяет лечить онкологические заболевания. В «Казпочте» разработали виртуальную помощницу TelegrambotKazpost, которая общается с пользователями в Telegram, снижая тем самым нагрузку на колл-центр, при этом алгоритм Supervisedlearning, позволяет боту постоянно самообучаться. Благодаря применению технологии машинного обучения одна из систем онлайн-продажи билетов смогла заметно увеличить объёмы продаж театральных билетов в прошлом году. Примеров пока немного, но с каждым месяцем их будет всё больше. Авторы законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых технологий» считают, что в Казахстане искусственный интеллект эффективно внедрять в сфере финансов, производства, добычи и здравоохранения, а также в государственных органах. Они не упомянули ритейл, хотя это одна из самых перспективных сфер использования ИИ: в ритейле сосредоточены колоссальные объёмы данных, а большие данные – это большие деньги.

Особенности казахстанской розницы

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, в прошлом году объём розничной торговли в стране достиг 8,84 трлн тенге, увеличившись на 26,3% по сравнению с 2016 годом.

При этом больше всего на рынке индивидуальных предпринимателей, в том числе торгующих на рынках и базарах, их доля – 45,3% рынка. Малый бизнес представлен в основном магазинами в жилых районах, его доля – 31,2%. Средние торговые компании занимают 7,8%, на крупные же торговые сети приходится 15,7% рынка.

Крупным розничным сетям приходится конкурировать с частниками, малым бизнесом, интернет-магазинами и друг с другом. И всё это на фоне снижения платёжеспособного спроса со стороны населения. Чтобы в этих условиях не только оставаться на плаву, но и успешно развиваться, казахстанские ритейлеры всё чаще обращаются к инновациям.

Например, в 2017 году, по данным Комитета по статистике Республики Казахстан, больше остальных на новые технологии потратили сферы оптовой и розничной торговли и ремонта автомобилей и мотоциклов. Сумма затрат – 109,38 млрд тенге – в два раза больше, чем потратили отрасли информации и связи, горнодобывающая промышленность и разработка карьеров, а также обрабатывающая промышленность. Всё больше игроков рынка стремятся использовать различные IT-решения, но пока лишь единицы осваивают искусственный интеллект, а ведь он способен совершить настоящую революцию в отрасли.

Как нейросети влияют на спрос

Искусственный интеллект решает многие задачи в розничной торговле. Одно из самых перспективных направлений его применения – использование нейросетей для прогнозирования покупательского спроса. Оно помогает точно рассчитать количество продукции, сократив ненужные издержки и оптимизировав хранение скоропортящихся товаров. Как это работает?

В систему аналитики загружаются разные категории данных: исторические данные по продажам, информация об экономических факторах, погоде, загруженности дорог, инфраструктуре района, сезонности потребления и спроса, а также упоминания и отзывы по брендам и товарам в Интернете и новости из СМИ. Находя взаимосвязи во всём этом массиве данных, вы выявляете наиболее и наименее значимые факторы, отслеживаете, как и почему меняется их влияние во времени, ранжируете их и зависимости между ними, для того чтобы в дальнейшем ваша нейронная сеть использовала эти принципы в своей работе.

От качества инструментов и от качества модели обучения будет зависеть, с какой точностью и на каком горизонте планирования нейросеть будет рассчитывать ожидаемый спрос. Крупнейшие мировые ритейлеры активно используют нейросети для прогнозирования спроса, российские игроки стараются от них не отставать и уже запускают первые успешные проекты, а в Казахстане пока только присматриваются к этой технологии.

ИИ расставит всё по местам

Управление площадями в магазинах и расстановка товаров на полках – важная часть ритейла. От правильной выкладки продукции во многом зависит успех продаж в магазинах. Эффективно управлять ассортиментом позволяют интеллектуальные планограммы на основе искусственного интеллекта, которые учитывают целый ряд факторов – от внешнего вида продукции и свойств торгового оборудования до предпочтений покупателей и исторических данных о скорости продаж тех или иных видов товаров.

Благодаря этой технологии легко оценить эффективность продаж каждой единицы товара с конкретного метра торговой площади, что особенно важно в условиях постоянно меняющихся потребительских предпочтений. Среди казахстанских сетей умные планограммы сегодня используют «Магнум» и «Меломан».

Искусственного интеллекта в ритейле всё больше

Для прогнозирования спроса и оценки эффективности торгового пространства используют анализ потребительского поведения. Он же позволяет узнать клиента лучше, а значит, делать ему выгодные индивидуальные предложения на основе изученных предпочтений, тем самым увеличивая средний чек, частоту походов в магазин, расширяя его потребительскую корзину.

Помимо этого, анализируя и учитывая такие факторы, как количество оставшихся на складе товаров, их срок хранения, скорость, с которой они продаются, а также время поставки новой партии, искусственный интеллект может определять оптимальные для ритейлера цены.

Кроме того, искусственный интеллект способен существенно увеличивать охват промоакций, а также выбирать подходящие места для открытия новых торговых точек, анализируя разнообразные, в том числе и неочевидные, факторы, которые влияют на потенциальную выручку. В непосредственной работе с покупателем ритейлерам уже сегодня помогают чат-боты, для этих же задач разрабатывают и внедряют реальных роботов и другие ИИ-технологии.

У искусственного интеллекта хорошие перспективы, он постепенно проникает в разные сферы экономики. Способность машин проанализировать стремительно растущие объёмы данных может быть крайне полезна и востребована, и, конечно, тем, кто первым придёт к использованию умных технологий, удастся получить преимущества перед конкурентами.