Между белочкой и батырами

Между белочкой и батырами, Скульптура, Белка, Атакент, Искусство, Cultural Dialogue
Другие мнения автора Война миров Все мнения

Обсуждение «Белки» в соцсетях поставило вопрос ребром: памятники национальным героям или неолиберальная провокация – дано ли третье, а также могут ли казахстанские скульпторы составить конкуренцию заграничным?

Пока все радовались и негодовали по поводу водруженного на «Атакенте» памятника белке, журналисты и блогеры побывали по приглашению Жанны Мамбетовой из фонда «Cultural Dialogue», инициатора проходящего сейчас конкурса отечественной монументальной скульптуры, в мастерских казахстанских скульпторов – профессора Академии Жургенова Малика Жунисбаева и преподавателя Алматинского колледжа декоративно-прикладного искусства Бауыржана Жуаспаева. Пока Бауыржан лепил из глины голову одного из гостей, мы надеялись прояснить ситуацию с казахстанской скульптурой. В этом году на эту специализацию выделено семь мест – все грантовые, за госсчет. В тендерах на изготовление скульптур и памятников профессор Жунисбаев не участвует, отдавая пальму первенства в этом занятии молодежи, которая, по его мнению, более мобильна, быстрее лепит и готова работать за небольшие деньги. Правда, при этом, отметил мастер, страдает качество работ.

Сейчас в доме нового алматинского жилого комплекса «Раушан», где мы были на экскурсии, располагаются, по его словам, шестьдесят мастерских. Последний симпозиум скульптуры, на который съезжались обмениваться опытом разные скульпторы, проводился в Казахстане в 1996 году. Между тем, в Китае за участие в подобном мероприятии, помимо обеспечения условий проживания, готовы платить семь тысяч долларов. Китаю остаются работы в разных стилях и техниках, сделанные скульпторами со всего мира. Сам Малик Жунусбаев участвовал в похожем турецком симпозиуме в Бодруме, и его работа украшает бодрумский парк скульптуры.

Скульптуры, которые мы увидели в мастерских, преимущественно выполнены в технике реализма и абстракционизма. Это памятники национальным героям, матерям, музам и символическим предметам. По словам одного из мастеров, стоимость скульптуры на заказ составляет 25 тысяч долларов. Поэтому заказов «немного». Сделаем один памятник и живем весь год, признался он. Памятник за такую сумму, конечно, размером не с атакентскую «Белочку», но и не с человека, и сделан он не из соломы. Но 8,5 миллионов тенге тоже сумма не маленькая. Скульпторы, стремящиеся продаваться, по словам профессора, выставляются сейчас не столько в галереях и на выставках – а на территориях компаний. Скульптор готов предоставить свои работы бесплатно. Если скульптура нравится, то ее приобретают в собственность. Поскольку конкурсов в Казахстане мало, их заменили все удешевляющие тендера, то открытый республиканский конкурс монументальной скульптуры, посвященный инновационным технологиям в медицине и здравоохранении «Код науки и искусства», при поддержке фармацевтической компания SANTO, призван восполнить зияющий пробел. Итоги конкурса буду подведены в августе, тогда же в музее Кастеева состоится вставка макетов скульптур его участников. С победителем будет заключен контракт на изготовление скульптуры, которая украсит территорию завода SANTO в Шымкенте.

Художественные достоинства «Белочки» присутствовавшие на мастер-классе отечественные скульпторы не обсуждали, а только лишь удивились, почему пригласили автора зарубежного разлива, а не казахстанца. Ведь у нас тоже есть свои, с узнаваемым почерком, звезды.