Пласты неэффективности

Пласты неэффективности, Минздрав РК, здравоохранение, ГЧП, МЛУ, лаборатории, анализы

Как Минздрав Казахстана может экономить по 100 миллионов долларов в год?

В рамках обсуждения на круглом столе «Системные проблемы ГЧП в здравоохранении РК» выяснилась одна важная особенность отечественного рынка медицинских лабораторных услуг (МЛУ) – тарифы на проведение тестов на ручных анализаторах порядка двух раз выше, чем на автоматических. Это создаёт основу для огромной экономии.

Так, в рамках своей презентации директор Olymp Medical Group Ерлан Сулейменов привёл пример из нового тарификатора медуслуг МЗ РК. В частности, стоимость анализа крови с дифференцировкой пяти классов клеток (код B02.110.002) стоит 624,94 тенге, а тот же анализ крови, но уже с выявлением 34 параметров с цифровым изображением клеток крови (код B02.113.002), лишь 338,65, то есть почти в два раза дешевле.

Причин подобной ситуации, по словам заместителя генерального директора РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» Министерства здравоохранения, Нурбола Кузембаева, две. С одной стороны, тарифы рассчитываются исходя из фактических расходов медорганизаций. И здесь есть недостаток данных по частным лабораториям. Второй, и надо полагать, ключевой причиной является то, что тарифы рассчитываются, чтобы поддерживать окупаемость тестов на ручных анализаторах государственных медлабораторий. Ведь они составляют порядка 80% больниц на селе.

Однако такой подход, несмотря на кажущуюся логичность, весьма дорог для общества. Ведь сейчас государственные медорганизации, по нашим расчётам, делают или «рапортуют», что делают, в год 386,8 млн тестов на 207 млрд тенге. Если делать эти тесты на автоматических анализаторах, по гостарифам, то экономия получается весьма серьёзная. Ведь на селе проживает 43% населения, 80% лабораторных анализов которым делается на ручных анализаторах, то есть на ручных анализаторах производится тестов на 70 млрд тенге.

Если перевести проведение данных анализов на автоматические анализаторы, то экономия для государства будет составлять свыше 100 млн долларов в год, без учёта тестов, выполняемых на ручных анализаторах в городе.

Добиться перехода на автоматические анализаторы можно очень просто. Так, исходя из того, что с одной стороны, в нашей стране 2052 государственных медлабораторий, входящих в состав медучреждений, из которых примерно 2/3 расположены в сельской местности. С другой стороны, речь идёт о больших расстояниях внутри областей, протяжённость которых нередко составляет порядка 1000 километров, и больших перепадах температуры зимой и летом.

В этой связи весьма логичным шагом выступает привлечение частных сетей клинико-диагностических лабораторий, располагающих сетями лабораторий с автоматическими анализаторами, налаженной курьерской службой и для надёжности – сертификацией по ИСО 15189 «Лаборатории медицинские. Специфические требования к качеству и компетенции», а значит, стоят лабораторные информационные системы и налажены полноценный учёт, хранение, доставка анализов и так далее.

Сейчас отдельные сети уже делают данные лабораторные анализы по гостарифам для отдельных медучреждений, логично распространить данный опыт как можно шире – на целые регионы. Это позволит быстро получить выгоду государству и обществу без лишних затрат.