«Безграничная» земля

Половина сел в Казахстане не имеет границ.

13 Июня 2018 09:19 Автор: Карина Алимова
«Безграничная» земля, села, Земельный кадастр, границы, пастбища

В республике насчитывается 6725 сельских населенных пунктов, и только в 3507 из них проведены границы по земельному кадастру. Такой итог показала ревизия земфонда страны, начатая в 2017 году Комитетом по управлению земельными ресурсами МСХ РК и акиматами. Об этом на круглом столе в сенате сообщил глава земельного комитета при Минсельхозе Ермек Карентаев.

«Одной из целей ревизий земель является актуализация сведений по обеспечению сельских населенных пунктов установленными на местности границами. Так, в республике сегодня имеется 6725 населенных пунктов, и только по 3507 установлены границы. Отсутствие границ в населенных пунктах способствует нарушениям при предоставлении и использовании земель, их недостоверной оценки, возникновению земельных споров и судебных тяжб, а также не позволяют выделить вокруг населенных пунктов пастбищные угодья, необходимые для содержания скота сельского населения», – заявил Ермек Карентаев.

Профильное ведомство утвердило план по разграничению сельских территорий до 2021 года, согласного которому предполагается определить пределы в 3218 населенных пунктах. В 2018 году, в частности, данной работой намерены охватить 1275 сел.

В госкорпорации «Правительство для граждан» с отсутствием границ в сельских округах связали коррупционные риски.

«У нас административно-территориальных единиц с выездом на место координированных границ нет в Казахстане. Я могу об этом заявить ответственно. У нас имеются административно-территориальные единицы, как сельский округ, но границ сельских округов у нас нет. Есть установление черты населенных пунктов. Все коррупционные действия происходят на таких казусах в законодательстве. В этой части имеются проблемные вопросы», – отметил заместитель председателя правления НАО «ГК «Правительство для граждан» Галым Каркинбаев.

Нестыковки кадастра

В минувшем году была проведена ревизия на землях сельхозназначения, в населенных пунктах и частично в землях особо охраняемых природных территорий общей площадью 127,8 млн гектаров. В результате во всех регионах, по данным МСХ, выявлены расхождения в учете как по количеству субъектов, так и по площади земель. К примеру, цифры «не бьются» по числу агроформирований – разница составила на 2594 единицы по площади более 1,8 млн гектаров. По земельным участкам граждан показатель разнится – 17782 единицы на площади более 2,5 млн гектаров. Кроме того, кадастр потерял 4900 субъектов, которые просто не были учтены. К слову, в этом году ревизия продолжается на землях промышленности и особо охраняемых природных территориях.

Несоответствие данных фактическому состоянию может подорвать репутацию земельного кадастра, выразил опасения председатель Комитета по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий сената РК Женис Нургалиев.

«В ходе проведения выездного заседания в Жамбылской области члены нашего комитета столкнулись с недостоверными сведениями о наличии и использовании орошаемых земель, как в целом по республике, так и по Жамбылской области. В частности, если всего орошаемых земель в республике, по данным Комитета по земельным ресурсам, составляет 2,181 миллиона гектаров, а по данным Комитета по водным ресурсам – 2,092 миллиона, то есть разница почти 90 тысяч гектаров. При этом по Жамбылской области разница в площадях составляет 57 тысяч гектаров», – привел пример парламентарий.

Также остро стоит проблема по охвату территорий геодезической и картографической информацией, соответствующей современному состоянию местности. Сегодня сельхозкартографирование проведено лишь на половине земельной площади. С геоботаническим и почвенным анализом ситуация также очень сложна.

«Из общей площади сельхозугодий (185,2 миллиона гектаров), охваченных почвенными изысканиями, более половины (55,4%) материалов относятся к материалам до 1986 года, и ежегодные их обновления составляют от 1,7 до 2,8 процента. Фондовые материалы геоботанических изысканий на кормовых угодьях имеются на площади 165 миллионов гектаров, при этом удельный вес проведенных геоботанических изысканий до 1990 года составляет 67,8 процента. Ежегодное обновление материалов геоботанических изысканий составляет от 0,9 до 2,3 процента. Как при таких обстоятельствах можно сказать о полноценном, качественном учете сельхозугодий?» – недоумевает Женис Нургалиев.

Статус-кво

Вернуть статус госоргана республиканского значения Комитету по управлению земельными ресурсами МСХ призвал на круглом столе заместитель председателя правления НАО «ГК «Правительство для граждан» Галым Каркинбаев. Земком сегодня, по его мнению, не имеет рычагов по контролю над ситуацией в земельной сфере, что опять же ведет к коррупционным проявлениям.

«Мы находимся в двух разных ведомствах, в двух уполномоченных органах по ведению земельного кадастра. Госуслуги – это прерогатива Министерства информации и коммуникаций, а ведение самого кадастра – это прерогатива МСХ. И здесь надо определить статус земельного комитета. Когда было Агентство по управлению земельными ресурсами, оно было приравнено к республиканскому значению и имело статус центрального уполномоченного органа. Сейчас Комитет по управлению земельными ресурсами организацией земельного кадастра занимается, а охраной земель не занимается, предоставлением земель не занимается. Никакой функции у него нет, никаких рычагов он не имеет. Какое отношение Министерство сельского хозяйства имеет к промышленности, к сельским населенным пунктам?» – констатировал Галым Каркинбаев.

Неразбериха с подобными организационными моментами в конечном итоге также создает трудности для формирования единого кадастра.

«У нас есть задание – создание единого цифрового кадастра по недвижимости. В едином кадастре недвижимости основополагающим является земля, но земля находится в Минсельхозе. Минюст РК нам на пять лет в доверительное управление дал базу данных. МСХ тоже мы понимаем, они не могут нам передать. А как мы сейчас создадим единый кадастр недвижимости? Почему-то никто эти вопросы не поднимает», – заключил зампред правления госкорпорации.

Земельный комитет должен быть надструктурным ведомством, соответственно, правильнее было бы, полагает он, отнести КУЗР в ведение Министерства национальной экономики.

Карина Алимова