«Биржан – Сара» зазвучит по-новому

«Астана Опера» готовит сюрприз к 20-летию столицы – старую оперу на новый лад.

13 Апреля 2018 09:00 Автор: Алина Альбекова
«Биржан – Сара» зазвучит по-новому, опера, Культура, Театр, Биржан – Сара, Астана Опера, Премьера

Жемчужина казахской оперы «Биржан – Сара» возвращается на сцену, сообщает пресс-служба театра оперы и балета «Астана Опера». Правда, уже в новой музыкально-сценической редакции, где режиссерская версия, и декорации, и костюмы, и свет будут такими, какие можно увидеть на лучших мировых оперных сценах.

«Публику ждут невероятные сюрпризы, которые раскроют в премьерные дни – 20 и 21 апреля», – говорится в сообщении театра.

К слову, лирико-драматическая опера Мукана Тулебаева на либретто Хажима Джумалиева впервые была представлена 7 ноября 1946 года в Казахском театре оперы и балета имени Абая. За 72 года опера «Биржан – Сара» приобрела международную славу: она была показана в Москве 6 декабря 1958 года на декаде казахского искусства. Большой успех имела в Берлине и Дрездене (1986). Позже либретто было переведено на турецкий язык, и спектакль прошел в Самсуне в 2013 году, а также в Стамбуле, Бурсе, Эскишехире и Анкаре в 2014 году. В этом же году труппа театра «Астана Опера» исполнила эту оперу в России, в Мариинском театре.

«Биржан – Сара» является подлинным достоянием казахского оперного искусства. В столичном театре в этот шедевр национальной классики решили вдохнуть новую жизнь. Благодаря последним современным театральным технологиям оперу адаптируют к техническим возможностям сцены, воплотят эксклюзивные на сегодняшний день решения постановочной группы», – отмечается пресс-службой «Астана Опера».

Планируется, что новая режиссерская версия отличается от предшествующих масштабностью форм. Это означает, что все сцены будут расширены. Публике обещают представить всевозможные атрибуты ярмарочных гуляний, а для воспроизведения достоверной атмосферы в спектакле примут участие животные.

«Кроме того, концепция спектакля отличается отсутствием одноплановой трактовки образов всех героев. Зрителям представят историю любви Биржана и Сары, которая не нашла места на Земле. Традиционно опера заканчивается гибелью главного героя, но постановщики хотят оставить свет в конце тоннеля, чтобы зрители понимали, что любовь, принесенная в жертву, была не напрасной. История Биржана и Сары дала возможность соединиться многим тысячам потомков и осталась жить в народе памятью о великой силе любви, которая готова подвигнуть нас на невероятные поступки», – уточняется в сообщении.

Впервые в спектакле применены феноменальные технологии: на сцене будет использовано несколько тонн воды. А картины богатой казахстанской природы воплощены как в жестких декорациях, так и в 3D-проекциях. Сообщается, что этот спектакль сделан кинематографическим способом.

Работу над эскизами Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов начали еще осенью 2017 года. По словам художников, браться за национальную постановку было непросто. У сценографов нет права на ошибку, они должны, не нарушив национальной стилистики, привнести в нее что-то новое, удивить зрителя.

«Трудоемкая работа проделана по созданию нарядов для трех балетных сцен, каждая из которых включает 48 артистов. Очень яркими и богатыми получились костюмы для артистов хора. Поэтому для нас стояла сверхзадача – сделать образы главных героев еще более красочными и выразительными. Благородный наряд Биржана говорит о его статусе и возрасте. Свадебное платье Сары получилось очень нежным. Жилетка выполнена в национальном стиле, расшита металлическими украшениями цвета золота. Хотелось, чтобы невеста в итоге сама была как драгоценность. Фактура тканей подобрана с учетом новых технологических возможностей, современные материалы очень качественные, и их цветовая гамма разнообразна», – говорят Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов.

На изготовление бутафории, как сообщает пресс-служба «Астана Опера», ушло чуть меньше полугода. Мастера работали по обновленным технологиям. Табуреты, шкаф, сундуки теперь украшены не нарисованными, а рельефными узорами, созданными с применением фрезерного станка, на котором и вырезаются орнаменты. Кроме того, велись сложные работы по металлу, а также гончарные работы по изготовлению кувшинов, которых приготовили несколько десятков штук. В этом спектакле очень много чеканки: все пояса, ремни украшены замысловатыми рисунками, над каждой деталью бутафоры кропотливо трудятся не меньше трех часов. А таких поясов около сотни. Копья и стрелы – над ними работает тоже мужская команда бутафоров. Особого внимания заслуживают напольные часы из настоящего дерева. Мастерам потребовались столярные навыки, чтобы вручную сделать мелкие детали. Привлек внимание и патефон, выглядит он очень правдоподобно, хотя и не играет, его задача – передать атмосферу того времени.

Бутафорию уже передали в репетиционные залы, чтобы артисты могли вживаться в образы, используя предметы быта в различных сценах.

Отмечается, что роль Биржана может воплотить не каждый певец, так как она очень сложная, большая, требующая мобилизации всех сил. На этот раз ее готовятся представить лауреаты многих международных конкурсов – Меир Байнеш и Беимбет Танарыков.

«Харизматичный певец Меир Байнеш не раз блестяще исполнял эту партию на сцене «Астана Опера». Беимбет Танарыков выступает в роли Биржана на протяжении всей своей творческой карьеры. В каждое слово солист вкладывает смысл, подкрепляя его жестом и мимикой. Работа вокалиста над партией похожа на обработку алмаза и превращение его в прекрасный бриллиант. Солист имеет красивый тембр звучания и потрясающий артистизм», – отмечается специалистами театра.

При этом уточняется, что роль Сары станет дебютной для заслуженной артистки Казахстана, примадонны оперной сцены и великолепной сопрано Майры Мухамедкызы. Заслуженная артистка Казахстана, как оказалось, в этой опере уже выступала в партии ревнивой Алтынай, но образ Сары тоже воплотит впервые.

«Мои мечты сбываются, я давно хотела исполнить эту роль, но всегда считала, что еще не созрела для нее, потому что понимала, что нужно иметь достаточный опыт для воплощения данного образа. У Сары крутой нрав, сильный характер. С вокальной точки зрения это тоже непростая партия, требующая классического исполнения. Так, оперу «Биржан – Сара» Мукана Тулебаева я сравниваю с операми Джакомо Пуччини, в которых отражена большая динамика. Постараюсь исполнить ее в итальянской манере звучания, чтобы каждое слово было понятным», – рассказывает Майра Мухамедкызы.

Дирижер-постановщик заслуженный деятель Казахстана Абзал Мухитдинов отметил, что любой сценический музыкальный спектакль, чтобы выжить и оставаться востребованным, должен в полной мере соответствовать велениям времени.

«Оперы «Абай» и «Кыз Жибек», поставленные более года назад, до сих пор идут при аншлаге. Однако для оперы «Биржан – Сара» назрела необходимость нового сценического решения. У композитора Мукана Тулебаева

музыка по своей природе очень яркая, красивая и певческая, известно, что он сам профессионально занимался вокалом. В опере «Биржан – Сара» композитор использовал музыкальные цитаты народного акына, песня «Айтпай» является экспозицией образа главного героя», – делится Абзал Мухитдинов.

Маэстро также подчеркивает, что в репертуаре «Астана Опера» идут три шедевра казахского оперного искусства, поставленные на высочайшем мировом уровне, и сегодня казахская опера переживает расцвет и востребованность слушателей.

Алина Альбекова