«Сакральная карта есть, а инфраструктуры нет»

В НПП задались вопросом, можно ли развивать туризм в стране, где официально работает всего 403 гида.

15 Июня 2018 17:15 Автор: Алина Альбекова
«Сакральная карта есть, а инфраструктуры нет», туризм, выездной туризм, Внутренний туризм, НПП «Атамекен», Kazakh Tourism, подготовка кадров

Нехватка кадров – один из проблемных вопросов отрасли туризма. Сегодня в государственном реестре на всю страну числится всего 403 гида. Такие данные в ходе очередной встречи с руководством комитета по развитию туризма Национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен» поделился председатель президиума Тимур Кулибаев.

По мнению главы НПП, в госзаказ необходимо заложить средства на подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства, потому как с прошлого года эта отрасль является одним из шести приоритетов «олимпийской трассы». Причем если специалистов высшего звена, по его словам, целесообразно готовить в Алматы и Астане, то кадры среднего звена можно готовить во всех регионах в учебных заведениях ТиПО с учетом региональных особенностей.

«Развитие человеческого капитала, новые рабочие места во всех регионах страны, при этом в сфере обслуживания, где не требуется высокая квалификация. Самозанятых можно подготовить по ускоренной программе и обеспечить постоянной работой с пенсионными отчислениями», – передает пресс-служба НПП мнение, высказанное Тимуром Кулибаевым в ходе встречи.

Он поручил комитету отработать этот вопрос совместно с профильным министерством, с Министерством труда и социальной защиты населения, а также национальной компанией Kazakh Tourism, подключив к данному вопросу региональные турассоциации.

Глава НПП также подчеркнул важность повышения уровня сервиса объектов туризма, которые, по его мнению, тоже необходимо приспосабливать к туристским потребностям, в том числе улучшая инфраструктуру.

«Карту сакральных мест составили, люди со всей страны едут увидеть памятники культурного наследия, а там никакой инфраструктуры нет. Все эти объекты, как Улытау, Алтын шокы, важны для нас, казахстанцев. В Туркестан приезжают, там тоже нет нормальных условий для туристов. Единая карта по Казахстану разработана, должны быть и карты по регионам. В каждом из них есть свои красивые места, куда жители ездят отдыхать на выходные, такие места отдыха тоже нужно включить в региональную туристскую карту и облагораживать для культурного досуга, обеспечить сервисом», – сказал Тимур Кулибаев.

Особенное внимание он обратил на недостаточность развития инфраструктуры двух мегаполисов страны.

«В Алматы только с одного «Медео» можно столько пеших переходов сделать и на Бутаковку, и на «Шымбулак», но ничего не обустроено, доступность должна быть для пеших прогулок. Полуторамиллионный город, а алматинцам, по сути, негде на природе отдохнуть. Астана мегаполисом стала, а куда на выходные деваться? Боровое далеко, для многих дорого. Нужно продумать, где народ может отдыхать с детьми, отдых должен быть комфортный и, главное, доступный. Нужно развивать экономичный туризм. Ну не перед телевизором же все выходные проводить! Люди хотят активный отдых на природе, чтобы дети довольные возвращались. Это тоже важный аспект качества жизни», – отметил глава НПП.

Отметим, туристская отрасль включена и в Национальную экспортную стратегию до 2022 года. По поручению правительства была подготовлена единая карта туристификации, в которую вошли 60 объектов из семи регионов страны. Акиматы активно вовлечены в работу по туризму, включая составление дорожных карт по развитию туризма. В целом на развитие инфраструктуры в ближайшие годы предусмотрено порядка 140 млрд тенге.

Тимур Кулибаев со своей стороны отметил необходимость контроля за освоением бюджетных средств, выделяемых национальной компании. Причем делать это должен сам турбизнес.

«Государство выделяет огромные средства для создания инфраструктуры и продвижения бренда страны. Глава государства попросил палату предпринимателей подключиться к этой работе. Наша задача – чтобы выделенные средства эффективно расходовались по целевому назначению, чтобы в итоге решить общую задачу развития внутреннего туризма – предоставить согражданам возможность культурного, активного и доступного отдыха», – подытожил Тимур Кулибаев.

Напомним, ранее комитетом по развитию туризма были определены семь простых инициатив, которые должны снять ряд ненужных барьеров во внутреннем туризме. Среди них значатся: возврат постоянных мест стоянок автобусов для туристов, снятие запретов на фотосъемку объектов, создание сайтов туристических объектов и интерактивных зон для посетителей. Кроме этого, планируется ввести стимулы для работодателей по возобновлению санаторного отдыха через налоговые вычеты.

По словам представителей комитета, эта мера будет мотивировать профсоюзы и работодателей инвестировать в отдых своих сотрудников. А субсидирование транспортных расходов туристов повысит мобильность казахстанцев. Открытие гостевых домов и ремесленничество являются хорошими бизнес-кейсами для развития массового предпринимательства. Оживление туристской деятельности в регионах влечет создание новых рабочих мест, увеличение доходов и повышение уровня жизни местного населения, рост привлекательности региона и оживление местной культурной жизни.

Алина Альбекова