«Сегодня образование – это уже не социальный блок, а сектор экономики»

Инвестиции в систему обучения растут, повышая ее технологичность. Однако по мнению специалистов, общий уровень образованности падает.

25 Августа 2018 12:54 Автор: Олег И. Гусев
«Сегодня образование – это уже не социальный блок, а сектор экономики», образование, учеба, подготовка кадров, бюджет, IT, Дошкольное образование, Школы

Четвертая промышленная революция приводит к тому, что в производстве возрастает доля умственного труда, уменьшается потребность в малоквалифицированном и, как следствие – изменяется структура занятости населения. Соответственно, остро встает вопрос о поиске дополнительных, внутренних резервов экономического роста страны.

Одним из таких источников является уровень образования населения.

Тот факт, что образование из социального блока перешло в один из секторов экономики, прекрасно понимают в шахтерско-металлургическом регионе Казахстана, в котором квалифицированные кадры всегда были на вес золота.

И прошедшее в Караганде ежегодное совещание педагогов «Человеческий капитал в условиях четвёртой промышленной революции» лишний раз это подтвердило.

Бюджет областного образования по сравнению с прошлым годом вырос на семь миллиардов: с 93 до 100 млрд тенге. Причем, по словам акима области Ерлана Кошанова, рост произошёл не только за счёт увеличения текущих расходов, но и капитальных:

«В этом году из бюджета выделено на ремонт школ в полтора раза больше средств, чем в прошлом. Это позволило отремонтировать к началу нового учебного года 230 организаций образования. Расходы на образование уже рассматриваются не как социальные затраты, а как инвестиции, самые важные и перспективные. Сегодня образование – это уже не социальный блок, а сектор экономики, – отметил глава региона.

На сегодняшний день лаборатории робототехники действуют в 230 школах области, а до конца текущего года оборудуют ещё 10.

40 IT-классов откроется в этом году при поддержке партии «Нур Отан». В настоящее время их пока только десять.

Кроме того, на базе организаций дополнительного образования в этом году планируется открыть технопарки в трех городах: Жезказгане, Балхаше и Шахтинске.

Инвестиции идут не только в учреждения среднего, но и профессионального образования.

«В этом году в Бухар-Жырауском и Жанааркинском районах приступили к реализации нового проекта – создание комплекса «Школа – интернат – колледж». Это позволит объединить кадровые, материально-технические, учебно-методические ресурсы школы и колледжа, – сообщил руководитель Управления образования Есенгазы Имангалиев.

По его мнению, это позволит сэкономить бюджетные деньги, выделяемые ранее на содержание зданий и оплату управленцев.

«Кроме того, в целях повышения престижности обучения на сельскохозяйственные специальности двум агротехническим колледжам в Актогайском и Улытауском районах планируется выделение более 250 млн тенге для приобретения современной сельхозтехники для выращивания зерновых, кормовых и овощных культур», – заявил Есенгазы Имангалиев.

Руководитель управления образования считает, что реализация выращенной продукции и сдача в аренду техники, позволит колледжам за счёт этих дополнительных собственных средств «установить круглогодичные теплицы с альтернативными источниками питания, внедрять «зелёные технологии», развивать животноводство и растениеводство».

Продолжая тему инвестиций в систему образования, Есенгазы Имангалиев заявил:

«Автоматизированная система постановки в очередь в детские сады полностью внедрена в 7 городах. До конца года эта программа будет установлена во всех регионах. В школах области идёт внедрение автоматизированной государственной услуги «Приём документов и зачисление детей в 1-й класс». В колледжах области реализуются проекты «Электронная очередь» и «Электронная приёмная кампания».

Однако начальник областного образования деликатно умолчал, что в начале июня сотни разгневанных родителей брали штурмом темиртауский отдел образования с требованием предоставить места в детских садах.

Электронная очередь зачисления в детсады и школы в городе-спутнике была введена впервые 1 июня текущего года, сама программа была весьма «сырой», постоянно «сбоила» и зависала.

Жительница Темиртау Татьяна Калинина так описывала тогда свои впечатления от работы электронной очереди:

«Сколько я пытаюсь, с пяти часов утра просыпаюсь, чтобы нажать и высветилось зеленым цветом, как они говорят! Свободное место у меня не открывается. В семь часов утра сайт постоянно зависает, только я перезагружу, открываю – этого места уже нет. Сейчас на завтра в «Дельфинчик» стоит два места, завтра в семь часов утра эти два места будут открыты, и с пяти часов утра я должна опять не спать и ждать, когда фортуна повернется. Как сказали наладчики: «Если вам фортанет, как рулетка, если вы выиграете, нажмете и победите». Это что такое? Это же все-таки дети. Мы свой долг выполнили, мы родили и поставили на очередь, почему к нам так относятся?».

Показателен тот факт, что начальник отдела образования Темиртау Есентай Әшім не стал лично заниматься продвижением программы электронной очереди. Внедрению системы он предпочел командировку в Финляндию – перенимать передовой опыт скандинавских педагогов.

Вместо него проблему решал аким Темиртау Галым Ашимов, потребовавший привлечь к ответственности разработчиков государственного сайта:

«Вы мне скажите, такую работу нельзя было сделать месяц назад? Если сбой системы у вас был, за эту систему мы платим бюджетные деньги, компанию эту наказать надо». Его тогда цитировал региональный ресурс е-Темиртау.

Вообще, «сбой системы» в нашем образовании требует отдельного анализа. Но не замечать «глюки» становится все сложней.

Вот, например, слайд из отчета министра образования и науки РК Ерлана Сагадиева на заседании кабинета министров 22 августа 2018 года.

Причем проблемы в министерстве образования имеются не только с языком, но и с математикой.

Специалисты с большим педагогическим стажем и опытом работы в школе отмечают общий уровень падения образованности, прежде всего, у чиновников от образования. Это выражается как в безграмотно составленных приказах местных отделов образования, так и в наличии большого количества фактических, юридических, логических ошибок в спускаемых «сверху» циркулярах.

«С тезисом «Сегодня образование – это уже не социальный блок, а сектор экономики» мы согласны. Но тогда и вам придется согласиться с тем, что в погоне за инвестициями и технологичностью в образовании, мы теряем саму образованность», – говорят педагоги.

Олег И. Гусев