Алмагуль Мухамедханова: «Кадры – не проблема»

Первые выпускники «нового формата» появятся в Казахстане уже к концу 2018 года.

01 Июня 2018 20:10 Автор: Алина Альбекова
Алмагуль Мухамедханова: «Кадры – не проблема», образование, учеба, Обучение, вузы  , высшее образование, МОН РК, подготовка кадров

К чему приведет Казахстан «обновленное» образование и какова польза от этого отечественному бизнесу, abctv.kz рассказала директор центра трансляции обновленного содержания образования Национальной академии образования имени Алтынсарина Алмагуль Мухамедханова.

– Изучив лучшие мировые образовательные практики, используя опыт Назарбаев интеллектуальных школ, адаптированный под нашу страну, мы начали с этого года переход к новому формату образования. Документ на уровне государства на самом деле был принят еще в 2011 году, но мы вот только подошли вплотную к этому вопросу, включив все необходимые компоненты в учебные программы и усовершенствовав учебники.

– Что понимается под обновленным содержанием образования?

– Если раньше мы были ориентированы только на теоретические знания в средних школах, теперь мы говорим о том, что необходимо развивать навыки и функциональную грамотность с первого класса. То есть мы применяем такой комплексный подход, когда теория подкрепляется еще и навыками широкого спектра, то есть умением исследовать, анализировать, обобщать. Это и есть функциональная грамотность. Все международные исследования показали, что этих навыков у наших детей недостаточно. Поэтому мы сегодня работаем над тем, чтобы наш выпускник мог не просто показать, что он может повторить и зазубрить, но и использовать знания, полученные в школе, для реализации себя в разных направлениях или различных ситуациях, чтобы он был адаптированным к жизни в современном мире и смог стать востребованным профессионалом.

– Алмагуль Кенесхановна, когда мы сможем говорить о каких-то конкретных результатах?

– В этом году мы уже заканчиваем апробацию на выпускниках четвертых классов, и со следующего учебного года заводим уже основную среднюю школу, то есть пятые, шестые, седьмые, восьмые классы, а затем и старшеклассников. То есть мы совершаем безболезненный поэтапный переход к обновленному содержанию.

Нас все время спрашивают, почему мы так торопимся. Потому что важно, чтобы учитель работал уже сейчас в новом формате, а не через 10 лет, когда мы поймем, что нам это нужно. Без изменения педагогических кадров невозможно изменить формат и подход к обучению, нельзя изменить систему образования. Вот мы всегда задаемся вопросом, почему в некоторых странах дети хотят учиться и бегают за преподавателем, а у нас, наоборот, учителя бегают за учениками и заставляют их учиться. И мы сегодня делаем все возможное, чтобы наши ученики понимали, что обучение – это творческий процесс, в котором главную роль играют они сами. Мы же со своей стороны создаем условия – комфортную и дружелюбную среду.

– То есть Вы хотите сказать, что кадры не главное?

– Мы всегда говорили и думали, что наша основная проблема – это кадры. Но, как говорят наши международные эксперты, нужно заниматься в первую очередь получающим знания. То есть мы говорим о том, что нужно менять людей, и вместе с их профессиональными знаниями прививать человеческие нравственные качества, обогащать внутренний мир. Ведь можно получить три высших диплома с отличием, звания, регалии и должности, но при этом не быть тем, кто сегодня может быть примером, человеком с большой буквы. В этом плане нам повезло, что у нас есть программа «Рухани жангыру». Конечно, мы не за один год увидим результаты, для этого нужно длительное время, и над этим нужно постоянно работать, но я уверена – это принесет свои плоды.

– И все-таки насколько наши кадры сегодня готовы в профессиональном плане?

– Уверенно говорю, что готовы. Сегодня для подготовки педагогов максимально выделены средства из бюджета, оказана поддержка двумя сильными ресурсами – «Орлеу» и Назарбаев интеллектуальными школами. Это беспрецедентно, когда столько внимания уделяется переподготовке кадров, и не просто десятков тысяч, а 300 тысяч учителей. Я считаю, это большая работа, и она продолжается. Большую часть учителей начальной школы уже обучили, и видим результаты, они не боятся работать по обновленному содержанию. Сейчас началась подготовка учителей старшей школы.

Помимо этого, есть еще государственная поддержка по обучению учителей иностранному языку. Если раньше мы учили язык за свой счет, теперь государство дает возможность выучить его бесплатно. Проблемы и трудности, конечно, всегда есть и будут, особенно когда начинаешь что-то новое. Самая основная из них – это недостаточное или вообще отсутствие информации, что может исказить всё, что происходит хорошего в сфере образования. Но мы не просто должны убеждать, что все сделано хорошо, мы должны показывать, что все реформы действительно делаются в интересах ребёнка, и что он во всех этих изменениях – центральная фигура.

– Многие родители считают, что переход на трехъязычие, внедрение компьютерной и финансовой грамотности в начальных классах – это колоссальная нагрузка на ребенка…

– Да, и я с этим согласна. Запомнить 15 страниц текста по истории Казахстана за один урок – это еще и неэффективно. Об этом говорится уже давно. Поэтому мы сегодня ориентируемся на максимальную передачу базовой информации, которая даст возможность наращивать новые знания. То есть мы будем говорить о том, что уменьшаем нагрузку, но при этом даем ребенку всё, что ему необходимо для дальнейшего саморазвития. Таким образом, мы решаем еще одну важную задачу образования – обеспечиваем непрерывность образования.

– О чем идет речь?

– Помните пословицу «Век живи – век учись»? Несмотря на то, что ей уже тысячи лет, смысл остается актуальным всегда. Непрерывность – это когда человек, как личность, не желает останавливаться на достигнутом и продолжает работать над собой всю жизнь. При этом он не просто постоянно учится, но и не боится менять специальность. Если наше поколение удовлетворяла стабильность, когда получил знания, устроился на работу и сидишь там до пенсии, нынешняя молодежь не ограничивается тем, что дает им государство, школа или вуз, она самосовершенствуется. Если раньше мы удивлялись, когда шестидесятилетний или восьмидесятилетний человек поступал в университет, сейчас это уже в порядке вещей. В этом и заключается смысл непрерывности. У нас много на самом деле таких людей, которые стремятся к лучшей жизни, им неинтересно останавливаться на чём-то одном и уже достигнутом. И мы считаем, что это стремление нужно поддерживать.

– Каким образом?

– У нас сегодня, к примеру, предлагается бесплатная переквалификация, открываются различные курсы и направления при вузах и государственных структурах. Помимо этого, открываются частные курсы и учебные центры.

– А не планируется сделать что-то наподобие открытых лекций для всех желающих, как это практикуется за рубежом?

– Я думаю, со временем мы и к этому придем. Но уже сейчас у нас есть множество курсов и обучающих программ, которые заполонили Казахстан, от самоутверждения до лидерства. Есть среди них и любительские, есть и хорошие профессиональные программы. Национальная палата предпринимателей «Атамекен», различные неформальные организации и профессиональные ассоциации предлагают вполне конструктивные вещи. То есть поле уже сформировано. Другое дело, что нужна системность, нужны качественные интернет-ресурсы, нужно расширять информационное поле, чтобы люди знали, куда обращаться и где получить качественную информацию о том, как можно изменить свою жизнь.

– Если я правильно понимаю, непрерывное образование напрямую связано с цифровизацией, которая пока в Казахстане оставляет желать лучшего: не везде есть Интернет, не говоря уже о компьютерах. Можно ли говорить в этом случае о развитии всей страны в этом направлении?

– На самом деле в Казахстане положение гораздо лучше, чем в других странах постсоветского пространства. В этом плане мы можем уверенно говорить, что уже дружим с цифровыми ресурсами, которые зашли сегодня практически в каждый дом, вуз, школу. Мы приняли целую программу на уровне государства, вкладываем ресурсы, ставим задачи перед местными исполнительными органами. Но, конечно, вопросы ресурсной поддержки еще остаются. Есть организации и регионы, которым нужно помочь, поддержать на уровне, может быть, частного бизнеса, где-то достроить, оснастить. Должно не только Министерство образования этим заниматься, но также Министерство информации и коммуникаций, Министерство экономики. То есть должен быть такой межведомственный подход. Только в этом случае мы можем получить быстрый результат.

Вместе с вопросом о доступе к информационным ресурсам мы говорим об их качестве и системности информации. То есть одно дело, когда ты заходишь и пытаешься найти что-то нужное среди огромного количества информации, сильно устаешь и при этом ничего не находишь. Другое дело, когда есть какая-то систематизация, когда ты заходишь по определенной ссылке и попадаешь прямиком на нужный сайт. Но радует, что сейчас уже появляются такие организации и стартаперы, которые приводят это в порядок.

– Можете привести в качестве примера один такой ресурс?

– Ну, например, учителю некогда заниматься сбором информации, красивых и ярких фильмов, он может просто зайти в bilimbox – поддержанный и рекомендованный министерством ресурс. Подобные ресурсы нужно наращивать, систематизировать, сделать доступными и качественными. В Казахстане эту идею уже подхватили и начали коммерциализировать.

– Вы хотите сказать, что перед отечественным бизнесом открывается новая ниша?

– Однозначно. Образование – это та сфера, где родители не жалеют денег. Все понимают, что сегодня вкладывают в свое будущее. Поэтому бизнес заинтересован участвовать в поддержке системе образования.

Более того, это социальная ответственность, о которой у нас сегодня так много говорят. Они могут поддержать значимые для государства и населения направления, вкладывая свои средства. Несмотря на то, что школ у нас строится огромное количество, мы всё же говорим бизнесу: давайте открывать частные школы, как это было сделано по дошкольным учреждениям при помощи государственно-частного партнерства.

Если мы хотим быть той страной, которая войдет 50 лучших стран, надо работать и совершенствоваться в этом направлении.

Алина Альбекова