Алматинским автовокзалам пока не до фасада

После того как аким Алматы Бауыржан Байбек поручил перевозчикам «Сайран» и «Саяхат» вложить деньги в инфраструктуру, те в свою очередь заявили об убытках.

16 Мая 2018 08:39 Автор: Римма Гахова
Алматинским автовокзалам пока не до фасада, Сайран, Саяхат, автовокзалы, Алматы, Бауыржан Байбек, Инфраструктура, НПП «Атамекен», Перевозки

Владельцы «Сайрана» и «Саяхата» сообщили, что из-за демпинга нелегальных таксистов автовокзалы фиксируют постоянное снижение доходов.

«Как результат недобросовестной конкуренции мы имеем неудовлетворительное состояние зданий вокзалов и прилегающей территории по причине отсутствия средств у собственников автовокзалов и перевозчиков, работающих законно, – указано в справке РПП «Атамекен» о защите прав предпринимателей по обращениям владельцев автовокзалов «Сайран» и «Саяхат». – В сложившейся ситуации от нелегальных перевозчиков и отсутствия слаженной работы уполномоченных органов страдают не только добросовестные предприниматели, но и обычные жители города, которые не могут получить качественные услуги. Внешний архитектурный облик автовокзалов не соответствует требованиям города, криминогенная обстановка вблизи «Сайрана» и «Саяхата» оставляет желать лучшего».

По словам самих владельцев автовокзалов, нелегальные перевозчики перехватывают потенциальных пассажиров. При этом называть точную сумму ущерба они отказались.

«Пассажиры не доходят до автовокзала, – сообщил финансовый директор автовокзала «Саяхат» Магомед Алероев. – По сводке ежемесячно каждый из автобусных парков 256 рейсов должен выполнять, но по факту он выполняет 189 рейсов».

По его словам, прибыль автовокзала за последние восемь лет сократилась в 10 раз. Если раньше регулярные поступления в бюджет составляли несколько миллионов тенге, то сегодня цифра снизилась до отметки меньше миллиона тенге.

«Нелегальные перевозчики мешают работе автовокзала и дорожным перевозкам. Они создают пробки, ДТП, не проходят техосмотр и представляют опасность для пассажиров. Рейды ДВД приносят свои плоды, но полностью не решают проблему», – сказал он.

Между тем начальник отдела местной полицейской службы ДВД Алматы полковник Берлик Молдыбаев отметил, что проблему с перевозчиками-нелегалами пытаются решить.

«По автовокзалу «Сайран» у нас уже отработано, наряды и знаки стоят. Камер пока нет, акимат города поручил руководителям выделить средства на камеры по периметру плюс камеры на проезжей части. В этом году, надеюсь, будет исполнено. В настоящее время по улице Толе би стоят наши наряды, перевозчиков-нелегалов там нет», – сообщил г-н Молдыбаев.

Подобное заявление возмутило независимого эксперта общественного совета акимата, юриста по земельно-правовым спорам Бахытжана Базарбека.

«Только вчера ездил в Тараз. Очевидно, что на «Сайране» открыто стоят нелегалы. Неподалеку стоит сотрудник дорожной полиции и не реагирует. На территории, которая не отведена под «Сайран», свободно располагаются нелегальные перевозчики. Не понимаю, куда смотрит транспортная прокуратура. В принципе, дайте мне возможность и два дня, я могу столько нарушений выявить», – подчеркнул г-н Базарбек.

О том, что в сфере автомобильных перевозок сложилась тяжелая ситуация сообщил и президент Ассоциации предприятий пассажирских перевозок Сабит Аманбаев. По его словам, сегодня износ парка международных автобусов составляет 65%. Это все результат кризиса и отсутствия добросовестной конкуренции.

«У добросовестных перевозчиков отбирают хлеб, демпингуют. Нелегальные перевозки – это криминалитет. МВД с этой задачей совершенно не справляется. У них столько задач, что на проверку маршрутов у полиции нет ни сил, ни опыта. Мы давно требуем вернуть функции транспортной инспекции назад», – сказал он.

Руководитель отдела контроля транспорта Ерлан Жусупов сообщил, что ведомством уже ведется определенная работа и совершен ряд проверок. Помимо автовокзалов «Сайран» и «Саяхат», он также предложил проверить базар «Алтын-Орда», откуда, по его информации, в восточном и западном направлении также выезжают автобусы с пассажирами.

Член экспертного совета национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», юрист Андрей Ли считает, что рейды и проверки нужно делать с определенной системностью, иначе проблему не решить. Кроме того, по его мнению, сами представители автовокзалов «Саяхат» и «Сайран» не должны сидеть на месте, а требовать исполнения по каждой жалобе в соответствующие органы.

Напомним, что месяц назад 17 апреля аким Алматы Бауыржан Байбек поручил в кратчайшие сроки привести в порядок территорию автовокзала «Сайран». Глава мегаполиса отметил, что «Сайран» уже давно не соответствует международному уровню, требуется как реконструкция здания, так и пересмотр модели менеджмента.

«Привокзальная территория «Сайрана» в значительной степени застроена, а элементы внутренней облицовки и фасад первого этажа здания, построенного в стиле советского модернизма, частично утрачены, что ставит его под угрозу потери архитектурной целостности», – сообщала пресс служба акима Алматы. Он также осмотрел прилегающую территорию и автостанцию по обслуживанию пригородных маршрутов «Саяхат». Собственники земельного участка обязались начать соответствующие работы по благоустройству территории и в кратчайшие сроки предоставить конкретный план по дальнейшему её развитию.

Римма Гахова