Бакытжан Сагинтаев призвал задерживать иностранцев в Казахстане подольше

Клара Ларина Клара Ларина
16348

Министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы и премьер-министр обсудили, как усилить бизнес в туристической отрасли.

Бакытжан Сагинтаев призвал задерживать иностранцев в Казахстане подольше Фото: Самат Мырзалиев

"Каждый регион должен стремиться сделать так, чтобы как можно дольше удержать у себя приезжающих туристов. Нынешнюю ситуацию, когда туристы приезжают посмотреть какую-то достопримечательность и сразу уезжают, нельзя считать удовлетворительной. Туризм нужно развивать так, чтобы задержать у нас гостей на несколько дней", – высказался премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев в ходе прошедшего в Шымкенте совещания по вопросам развития сферы туризма и предпринимательства, занятости и трудовых ресурсов.

Остановить и удержать

"Что мы имеем на сегодняшний момент? – привел в качестве показательного примера Туркестан министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы. – Туристы приезжают в нашу жемчужину – Туркестан, посмотрят за один-два часа мавзолей, потом возвращаются. Наша цель состоит в том, чтобы турист захотел остаться здесь подольше".

В качестве конкретных точек туристического роста Туркестана министр назвал расположенное вблизи мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави городище Культобе, где ведутся археологические раскопки, и находящийся рядом с Туркестаном бальнеологический термальный источник, сохранившийся со средневековья. При проведении соответствующей инфраструктуры эти объекты, как считает господин Мухамедиулы, могли бы стать привлекательными для туристов и удержали бы их в Туркестане на несколько дней.

Напомним, обзор представляющих потенциальный интерес для посетителей мест в самом Туркестане и поблизости ранее давал аким города Алипбек Усербаев. Ранее он заявлял о намерении превратить Туркестан в центр притяжения туристов и развивать город в качестве историко-культурного центра мирового уровня. По его мнению, большие возможности для привлечения туристов в Туркестан и дальнейшей популяризации древнего города на международном уровне предоставляет также его нынешний статус культурной столицы тюркского мира.

Турпредложений много не бывает

Между тем премьер посоветовал завлекать туристов не только непосредственно в пределах конкретной географической точки. В частности, присмотреться к опыту турецких туркомпаний, предлагающих свои услуги приезжающим отдохнуть на их курорты.

"Просто купаться и лежать на пляже в Анталье 10 дней надоедает, – отметил он. – Поэтому люди откликаются на различные предложения туркомпаний поехать в то или иное место. К примеру, одно из самых посещаемых туристами мест – бассейн Клеопатры (вблизи природно-исторического парка Памуккале в Турции. – Прим. авт.). Когда она была там? Была ли вообще? Неизвестно. Но использование легенды позволяет возить сюда массы туристов и зарабатывать на них".

Местные предприниматели, уверен премьер-министр, вполне могли бы предлагать приезжающим на курорт Сарыагаш туристам подобные поездки по разным маршрутам, в тот же Туркестан. Отмечая при этом: чем просто однообразно лежать и пить целебную воду, туристы могли бы не только поправить здоровье, но еще и увидеть достопримечательности, тем самым разнообразить свой отдых и оставить в регионе деньги.

Глава правительства также считает, что казахстанские курорты должны работать 12 месяцев в году, а не только летом, как в Щучинско-Бурабайской зоне.

"Надо придумывать и разрабатывать разные программы и продукты, чтобы расширять их потенциал для круглогодичного приема туристов", – отметил он.

Бакытжан Сагинтаев обратил внимание на то, что основной акцент надо ставить на притяжение туристов из стран с относительно коротким временем авиаперелета до Казахстана – за два-три часа:

"Из Китая через Урумчи можно добраться до Алматы за полтора-два часа, из Дели до Алматы – за два-три часа. Надо работать над увеличением потока посетителей из таких государств. Конечно, к нам будут приезжать из Америки, Европы, но из-за долгого пути и высокой стоимости авиабилетов массового туризма оттуда не будет".

К слову, среди целевых для Казахстана рынков, на которых следует сосредоточить работу, глава МКС в первую очередь назвал Россию, Китай, Индию и Турцию.

Оптимистичные показатели

Говоря о позитивных достижениях отрасли, министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы привел конкретные цифры. Так, в первой половине 2017 года в Казахстан прибыло порядка 3,6 миллиона иностранных посетителей с туристическими целями, это почти на 25% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

По итогам первого полугодия также показал рост внутренний туризм – на 7,5%, увеличение показателей выездного туризма составило 3,6%. Количество занятых в отрасли в первом полугодии 2017 года составило 314,8 тысячи человек c ростом на 1,5%. В летнее время местом притяжения для туристов стала выставка EXPO 2017.

"Выставка дала множественный толчок развитию города и туризма в целом, – отметил министр. – С ее учетом в столице заметно выросло количество комнат и номеров, готовых принять гостей, сразу на 43,8%, до 8,96 тысячи с начала 2017 года. За время проведения международной специализированной выставки столицу республики посетили 5,4 миллиона человек. Астана вошла в топ-5 столиц государств ШОС и СНГ по рейтингу событийного потенциала (международное исследование, отражающее уровень конгрессно-выставочного потенциала столиц государств – участников ШОС и СНГ, было проведено российским выставочным научно-исследовательским центром R&C. – Прим. авт.)".

Визит-центр и сам объект неразделимы

Министр напомнил, что для продвижения туристического потенциала за рубежом, привлечения инвестиций в отрасль, формирования туристского имиджа страны и национального бренда и в целом эффективного развития отрасли была создана национальная компания Kazakh Tourism.

"По линии и за счет министерства разрабатывается ПСД трех новых визит-центров музеев-заповедников Тамгалы, Отырар, Улытау с началом строительства в 2018 году и одновременно ведется разработка ПСД по четырем новым визит-центрам", – доложил выступающий.

Он пояснил, что в визит-центрах будут располагаться музей, торговые и сувенирные точки, кафе и другие необходимые для посетителей и туристов элементы инфраструктуры. При этом господин Мухамедиулы подчеркнул, что визит-центры будут возведены рядом с самими историческими объектами, городищами.

"В ЮКО музей-заповедник Отырар расположен в селе Шаульдер, в 16 километрах от самого городища Отырар. Туристы, приехавшие посмотреть археологический памятник, не поедут из-за этого в музей. Такое же положение с петроглифами Тамгалы: офис находится от них самих на значительном расстоянии. Поэтому визит-центры должны быть рядом с объектом", – указал он.

Шелковый кластер

В своем выступлении министр охарактеризовал шесть культурно-туристских кластеров ("Астана – сердце Евразии", "Алматы – свободная культурная зона Казахстана", "Жемчужина Алтая", "Возрождение Великого Шелкового пути", "Каспийские ворота", "Единство природы и кочевой культуры"), создаваемых согласно утвержденной концепции развития туристской отрасли до 2023 года и отражающих географическое разнообразие и этнокультурную идентичность туристского предложения Казахстана.

Ввиду своего нахождения на территории ЮКО Арыстанбек Мухамедиулы более подробно остановился на кластере "Возрождение Великого Шелкового пути", включающем южные области республики, в первую очередь Южно-Казахстанскую. Напомним, именно ЮКО позиционируется концепцией как сердце" Великого Шелкового пути, а центральным объектом кластера определен Туркестан.

В рамках продвижения этого кластера, как сообщил министр, планируется провести с 8 по 15 ноября первый фестиваль "Путешествие по Великому Шелковому пути Казахстана", который пройдет через города Алматы, Тараз  и Шымкент и будет предшествовать церемонии закрытия нынешнего года туризма Казахстана в Китае и Китая в Казахстане 16 ноября в Астане.

В нем планируется участие 200 представителей бизнеса КНР, 800 представителей Казахстана, а также представителей турбизнеса Узбекистана, Азербайджана и других стран. Это событие также важно использовать как госорганам, так и отечественному турбизнесу, считает господин Мухамедиулы.

Успех кластера "Возрождение Великого Шелкового пути" он связывает с подготовкой интегрированного турпредложения входящих в него регионов. И, по словам министра, находящиеся вдоль древней трансконтинентальной дороги ЮКО, Жамбылская и Кызылординская области такие общие турпродукты уже формируют.

Нужен единый турпакет с Узбекистаном

Между тем выступившая вслед за главой МКС руководитель ассоциации "Центр развития индустрии туризма Южно-Казахстанской области" Гульмира Ахбердиева поставила вопрос о необходимости создания единых турмаршрутов по Шелковому пути с другими странами, в том числе с Узбекистаном.

Как она сообщила, несмотря на то, что ЮКО определяется сердцем Шелкового пути и ассоциируется с городами Туркестан, Отырар, Сауран и Сайрам, согласно опросам зарубежных путешественников, Казахстан не входит в топ-10 стран, ассоциирующихся с Шелковым путем.

При этом в него входят Италия, Испания, Греция, Турция, Китай и даже Россия. Таковы приведенные ею результаты исследования по оценке предпочтений, привычек и интересов туристов, путешествующих по Шелковому пути, проведенного в этом году крупнейшим в мире сайтом о путешествиях Tripadvisor совместно с ЮНВТО (Всемирной туристской организацией).

Как выявило исследование, 61% опрошенных желают побывать в древних городах Шелкового пути, 58% – посетить объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, 44% – попробовать местную кухню, 39% – посетить музеи и местные фестивали и 16% – путешествовать с кочевниками и остановиться на ночлег в юрте. 47% путешественников указали, что отправились бы посетить Казахстан совместно с Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном.

"Узбекистан для нас является целевым рынком, который позволит создать единый турпакет иностранцам, удлиняя маршрут с включением туробъектов ЮКО, – отметила спикер. – Это особенно актуально в свете объявления 2018 года годом Узбекистана в нашей стране".  

При этом она подчеркнула, что туризм на Шелковом пути Узбекистана более развит: места посещения туристов отвечают всем требованиям, удобствам и комфортности, туристский бизнес более подготовлен, туроператоры с большим опытом работы и более крупные, с подготовленными гидами со знанием иностранных языков.

"Этого у нас пока нет, – констатировала г-жа Ахбердиева. – Для того чтобы нам занять достойную нишу на туристском рынке, необходимо провести огромную работу по приведению в соответствие мировым стандартам мест посещения туристов Южно-Казахстанской области и решению основных проблем, тормозящих развитие туризма в регионе. После этого можно заниматься продвижением и соединением туристских маршрутов с другими регионами и Узбекистаном".

Что делать?

В частности, руководитель ассоциации высказала несколько предложений по улучшению ситуации. Во-первых, для обеспечения комфортного пребывания и увеличения большого потока туристов необходимо произвести расширение и модернизацию терминалов железнодорожного вокзала и аэропорта города Шымкента, дополнить географическое направление полетов.

Во-вторых, во избежание существующей огромной очереди и в целях обеспечения удобного и комфортного прохождения туристских потоков через пункт пропуска "Жибек жолы" рассмотреть возможность создания специального отдельного коридора для иностранных туристов, создать условия для стимулирования обмена турпотоком, быстрого прохождения туристов Казахстана и Узбекистана.

Как напомнила спикер, из существующих шести контрольно-пропускных пунктов между Казахстаном и Узбекистаном КПП "Жибек жолы" является одним из ключевых международных пунктов пропуска, через который проходит основной поток людей. При этом он имеет статус международного пункта пропуска, что предусматривает пересечение государственной границы официальными лицами, представителями дипломатических миссий и туристов. В связи с этим на данном КПП образовывается огромная очередь.

В-третьих, необходимо разработать комплексную программу доступности культурно-исторических объектов для туристов (подъездные дороги, указатели, тематические закусочные, санузлы, сувенирные лавки, парковочные зоны) и решить вопрос с обеспечением туристскими автобусами, которых остро не хватает и они недоступны по цене для турбизнеса в регионе.

Последним пунктом Гульмира Ахбердиева назвала работу по подготовке кадров:

"Необходимо усилить бизнес, обучить туроператоров, подготовить гидов, установить правила игры, таким образом, чтобы наш бизнес мог конкурировать и работать в пользу экономики региона".

"Ассоциация туризма ЮКО совместно с министерством культуры и спорта, а также Евразийской ассоциацией туризма готова работать в подготовке обучения гидов, а также туроператоров, отельеров и рестораторов, – добавила выступающая. – Имеется опыт в сотрудничестве с тюркским советом и министерством культуры и туризма Турции, проведен ряд совместных тренингов. На базе ассоциации туризма ЮКО создан учебный центр по подготовке гидов-экскурсоводов. Но при этом необходима государственная поддержка по подготовке и обучению гидов в большом количестве и всего турбизнеса в целом".

Согласившись с важностью поставленных проблем, премьер отметил, что некоторые из них, к примеру установку указателей, табличек и прочих элементов инфраструктуры, можно решить за один день местным акимам. Для формирования конкурентоспособных кадров для турбизнеса, того же гостиничного бизнеса, по его мнению, надо больше посылать наших специалистов на учебу и стажировку за рубеж.

Бакытжан Сагинтаев также посоветовал занятым в сфере туризма казахстанцам следовать зарубежным странам в освоении иностранных языков.

"Чтобы продать свой товар, турки выучили русский язык, – напомнил он. – А у нас боятся или не хотят изучать иностранные языки. Без знания языков невозможно развивать туризм".

По информации акима ЮКО Жансеита Туймебаева, в этом году область посетили 128 тысяч туристов, что выше показателей прошлого года на 55,3%. Количество туристических объектов в регионе составило 195 единиц, увеличившись на 31%. Объем оказанных местами размещений услуг составил 1,7 миллиарда тенге, увеличившись на 43%.

По данным Минкультуры и спорта, в 2016 году Казахстан посетили 6,5 миллиона человек, из них порядка 90% – из стран СНГ. Среднее время, проведенное в стране, не превышало четырех суток. Гостей из дальнего зарубежья было 573,7 тысячи. Внутренний туризм составил 4,6 миллиона посещений с ростом на 11,8%.

Клара Ларина, Шымкент

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться