Беларусь заинтересовалась казахстанской нефтью

Минск и Астана пытаются выстроить единый фронт в ЕАЭС.

17 Сентября 2018 16:42 Автор: Аскар Муминов
Беларусь заинтересовалась казахстанской нефтью, Нефть, Белоруссия, Казахстан, торговля, ЕАЭС
Фото: tengrinews.kz

В сентябре в белорусском городе Брест планируется подписание дорожной карты сотрудничества на 2019-2020 годы между Казахстаном и Белоруссией. Это должно произойти в рамках 14-го заседания Межправительственной белорусско-казахстанской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Мероприятие должно было пройти 12-13 сентября, однако пока сроки сдвинулись.

Предполагается, что в дорожной карте будет отображено развитие двухсторонних торгово-экономических отношений, отмечена положительная динамика роста объёма взаимной торговли в последние годы и высказана взаимная заинтересованность в активизации сотрудничества в сфере высоких технологий и инвестиционной деятельности.

Сейчас обе страны поставили задачу довести товарооборот между странами до 1 млрд долларов. Казахстан и Беларусь располагают возможностями для реализации совместных проектов в промышленной кооперации, транспортно-логистическом секторе, космической отрасли, агропромышленном комплексе и научно-технической сфере, подчеркивают эксперты.

В Казахстане работают 260 белорусских предприятий, шесть совместных крупнейших автосборочных заводов. Примечательно, что за последние шесть лет транзитные перевозки между Китаем и Европой через Казахстан и Беларусь увеличились почти в 100 раз. В 2018 году ожидается двукратное увеличение данного объёма. Это также ещё одна сфера сотрудничества между двумя странами.

Вместе с тем в рамках ЕАЭС две страны пытаются отстаивать свои интересы, и они могут противоречить друг другу. О возможностях для активизации сотрудничества между двумя странами и проблемных моментах в отношении государств abctv.kz рассказал глава белорусского центра политических исследований «Актуальная стратегия» Александр Шпаковский

– Что происходит в сфере экономического взаимодействия Казахстана и Беларуси?

– Астана является для Минска важным торгово-экономическим партнёром. В 2014 году показатели взаимного товарооборота достигли 966 миллионов долларов. Затем этот показатель сильно снизился и на сегодняшний день составляет порядка 550-600 миллионов долларов. Вместе с тем в 2017 году наметилась тенденция к восстановлению позитивных результатов в торговле.

Для Беларуси торговые отношения с Казахстаном являются достаточно выгодными, складывается положительное сальдо для нашей страны. Достаточно сказать, что с 2012 года этот показатель – позитивное сальдо внешней торговли с Казахстаном – исчисляется для Беларуси примерно в 3,5 миллиарда долларов.

– Уже прочерчивается некий единый фронт Астаны и Минска в рамках ЕАЭС?

– Интересы двух стран совпадают в части отстаивания своих позиций в ЕАЭС перед лицом российского капитала. Здесь, несмотря на разную структуру экономики, Минск и Астана могут достигать компромисса и заключать ситуативные союзы. Естественно, что страны будут в полной мере страдать от кризисных тенденций в экономике России, что в первую очередь сказывается на устойчивости национальных валют, тесно связанных с российским рублём.

В связи с проведением так называемого налогового манёвра в России и планов правительства Дмитрия Медведева ограничить поставки российской нефти в Беларусь Минск заинтересован в приобретении сырой нефти в Казахстане. И уже известно, что казахстанская сторона готова удовлетворить запросы белорусских партнёров, что, в свою очередь, будет способствовать выравниванию белорусско-казахстанского торгово-экономического баланса. Препятствием для этой сделки пока выступает неконструктивная позиция России, что, однако, может быть подкорректировано за счёт совместных усилий Москвы и Минска в ЕАЭС.

– В последнее время заметно активизировались военные контакты двух стран. С чем это связано?

– Действительно, обнадеживают результаты белорусско-казахстанского сотрудничества в военной сфере. Во-первых, оба государства, будучи участниками блока ОДКБ, уже априори являются союзниками, а во-вторых, с 2002 года Беларусь и Казахстан руководствуются двухсторонним планом военного сотрудничества, который предусматривает до сорока совместных мероприятий в год. Беларусь и Казахстан постоянно участвуют в учениях КСОР ОДКБ «Взаимодействие», манёврах миротворческих сил «Нерушимое братство», которые, кстати, в 2017 году прошли на территории Казахстана. Отдельным аспектом взаимодействия является военно-научная сфера, а также подготовка кадров для Вооружённых сил и обучение военнослужащих Сил специальных операций (ССО). В частности, с начала системных контактов между Минском и Астаной в области национальной безопасности в Военной академии и иных профильных вузах Беларуси получили образование более 300 офицеров из Казахстана, в настоящее время проходящих службу как в ВС, так и в правоохранительных органах и органах госбезопасности РК. В 2017 году в Беларуси обучались порядка 60 казахстанских военнослужащих, в том числе направленные по линии Национальной гвардии и КНБ. Из высших офицеров казахстанской армии белорусское военное образование получил генерал-лейтенант Майкеев, занимающий должность первого заместителя министра обороны – начальника генерального штаба Вооруженных сил.

– Помимо обучения военнослужащих, сейчас активизировалась военно-техническая кооперация между странами. С чем это связано?

– В области военно-технической кооперации у Беларуси и Казахстана также есть весьма интересные достижения. В частности, белорусское ОАО «558-й авиационный ремонтный завод» («558 АРЗ», Барановичи) и казахстанское ТОО «КАИ» («Казахстанская авиационная индустрия») на недавно прошедшей в Астане международной выставке вооружения KADEX 2018 заключили контракт о выполнении ремонта и модернизации самолета типа Су-25 с возможностью проведения в дальнейшем таких работ на базе авиационно-технического центра в Казахстане.

Примечательно, что Беларусь и Казахстан уже имеют положительный опыт сотрудничества в области модернизации боевых самолетов советского производства. На 558-м авиаремзаводе была проведена модернизация истребителей Су-27 и Су-27УБ ВВС Казахстана. По условиям заключённого в 2007 году контракта белорусская сторона усовершенствовала 10 таких машин. Первые модернизированные истребители были переданы Казахстану в декабре 2009 года, последние – в конце июня 2010 года. Таким образом, Казахстан доверил Беларуси модернизацию своей боевой авиации, что указывает на то, что в стратегическом плане руководство РК придерживается курса на военно-политический союз с Минском и планирует пролонгировать эту линию на перспективу. Тем не менее, и Казахстану, и Беларуси необходимо внимательно учитывать вызовы современного времени, риски внутриполитического характера, в том числе связанные с концентрацией власти вокруг сильных фигур глав государств, и оперативно реагировать на возникающие угрозы.

Аскар Муминов