Бетон штопаный

На еще недостроенной трассе Темиртау – Караганда пошли трещины.

23 Июля 2018 16:05 Автор: Олег И. Гусев
Бетон штопаный, дороги, Ремонт дорог, Казавтожол, КаздорНИИ

Журналист abctv.kz, проехав по 15-километровой трассе, насчитал девять километров бракованного дорожного покрытия. По словам же заместителя директора Карагандинского филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Игоря Гафтона, трещины имеются только на участке в 1,2 км.

Движение по одной стороне дороги Темиртау – Караганда, где пошел брак, началось еще осенью прошлого года, вторую ветку делают в настоящее время.

«Это усадочные трещины, они подлежат «лечению». Просто думали, что это как-то связано с основанием, может, просело там. На самом деле ничто не просело, что-то пошло не так с бетоном. Может, добавки как-то не сработали», – утверждает замдиректора карагандинского «КазАвтоЖола».

«Лечением» покрытия уже занимаются.

«Есть определенные два метода, который рекомендовал Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт (КаздорНИИ), и подрядчик уже занимается лечением. Эти трещины расшиваются, зодируются специальным раствором», – говорит abctv.kz Игорь Гафтон.

По словам Игоря Гафтона, «там, где совсем разрушено, эти плиты будут убираться, по-новому будут класть бетон. А там, где волосяные трещины, их просто залечат, и все».

Напомним, что трасса Темиртау – Караганда построена только наполовину, открыто движение лишь по одной ветке направлением из областного центра в город металлургов.

Несмотря на то, что «КазАвтоЖол» не видит ничего страшного в возникшем браке, дорожники со стажем объясняют появление этих трещин несоблюдением технологии.

Два года назад abctv.kz уже касался этого вопроса в материале «Мина замедленного действия в коридоре «Центр – Юг».

В нем обсуждались как вопросы соблюдения Экологического кодекса, так и проблемы соблюдения технологи и стандартов. Обе эти проблемы касались использования доменных шлаков в строительстве участка Темиртау – Астана автодороги «Центр – Юг». Процитируем небольшой отрывок:

«Казахским научно-исследовательским и проектным институтом дорожно-транспортных проблем «ДОРТРАНС» были проведены химико-минералогические исследования свойств доменных и конвертерных (сталеплавильных) шлаков. В результате исследований было доказано, «что использование доменных шлаков образует монолитный слой, обеспечивающий равномерное восприятие напряжения от веса «дорожной одежды» и транспортных нагрузок и равномерное распределение их на нижележащие слои земляного полотна».

«Дорожная одежда» – это такой многослойный пирог, «фундамент» для бетонного полотна. Один из слоев этого «пирога» состоит из доменного гранулированного шлака фракцией до 10 мм, щебня из доменного шлака и цемента с добавлением воды. Все эти три компонента есть производные от одного и того же продукта – доменного шлака. И за счет такой однородности этот слой «дорожной одежды» спекается и становится монолитной плитой.

В дальнейшем, даже если земляная подушка под ним в некоторых местах слегка просядет, этот монолит так и останется ровным и цельным. В результате срок службы автодорог, построенных с применением продуктов из доменных шлаков, значительно увеличивается.

Чего нельзя сказать про сталеплавильные шлаки. В частности, согласно заключению центральной научно-исследовательской лаборатории института, «сталеплавильные шлаки не пригодны для формирования слоев «дорожной одежды», так как не обладают по своим химико-минералогическим характеристикам вяжущими свойствами, обеспечивающими монолитность конструкции, что также относится и к щебеночно-песчаной смеси из природных компонентов – песка и природного щебня».

Тем самым «ДОРТРАНСом» фактически был наложен запрет на замену щебня доменных шлаков на природный щебень и щебень из сталеплавильных шлаков.

Так вот, на участке Темиртау – Осакаровка, где нет никаких нареканий по просадке или трещинам, применялся шлак и песчано-гравиийная смесь из доменных шлаков «АМТ».

А на вновь построенной и уже потрескавшейся ветке Темиртау – Караганда в «дорожной одежде» применялся природный щебень.

Кстати, по проекту строительства Северо-восточного обхода Караганды длиной 53 км и стоимостью 35 млрд тенге использование доменных шлаков АО «АрселорМиттал Темиртау» также не предусмотрено. Вместо него будет все также использован невосполнимый ресурс – природный щебень.

На текущей неделе заместитель директора карагандинского филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Игорь Гафтон обещал abctv.kz большую пресс-конференцию с участием центрального руководства «КазАвтоЖола» и областных властей.

На ней мы и хотим услышать ответы на вопросы: «Кто ответит за нарушение технологии при строительстве дорог по национальному проекту госпрограммы «Нұрлы жол»?»; «Кто и как будет наказан?» и «Во что государственному бюджету обойдется эта штопание бетонных дорог?».

Олег И. Гусев