Бизнес учится рисовать

Казахский орнамент лег в основу бизнес-идеи 25-летней студентки из Усть-Каменогорска.

13 Июня 2018 15:06 Автор: Ольга Ушакова
Бизнес учится рисовать, Дизайн, сумки, национальный орнамент, ВКО, МСБ

Дизайнер и владелица ИП «Айтолын» Аяжан Адылбек продает в розницу с помощью Instagram женские сумки и рюкзаки казахстанского производителя «Ниса» из Алматы, который использует в дизайне своей продукции нарисованные девушкой национальные орнаменты. Такие сумки особенно пользуются спросом у жителей Мангистауской, Атырауской областей.

Студентке магистратуры местного вуза удается ежемесячно зарабатывать 300 тысяч тенге и больше. Кроме нее, в ВКО никто не рисует казахские орнаменты для отечественных товаропроизводителей. Цель Аяжан Адылбек – открыть свое производство сумок в Усть-Каменогорске. Для этого она готовит документы на грант в акимат ВКО.

Она окончила бакалавриат Казахско-американского свободного университета в ВКО по специальности «Информационные системы», сейчас заканчивает магистратуру. Пока училась на первом курсе, устроилась дизайнером-верстальщиком на работу в газету «Огни Прииртышья» Глубоковского района, потом работала на такой же должности в газетах Усть-Каменогорска. Продажей сумок стала заниматься полгода назад. В августе 2017 года открыла свою страницу в Instagram, начала выкладывать фотографии сумок, которые покупала в Алматы оптом, с казахскими орнаментами. Оптовики, в свою очередь, брали этот товар у китайских производителей в КНР. Потом алматинские предприниматели узнали, что Аяжан Адылбек занимается дизайном, попросили ее саму рисовать орнаменты на сумки.

«По моим эскизам китайские заводы стали казахские орнаменты вышивать. Да, мы еще работали с турецкими предпринимателями, «накидывали» на их сумки мои орнаменты, но эти сумки нам не понравились. Два месяца назад мои алматинские партнеры сами открыли цех по пошиву сумок в южной столице Казахстана, основав фирму «Ниса». Я им помогала, вместе с ними ездила в Турцию. Там смотрели разные предприятия, цеха по пошиву сумок, из Турции привезли швей для предприятия, закупили оборудование. Я тоже участвую в разработке дизайна сумок», – говорит Аяжан Адылбек.

Она рассказывает, как рождается орнамент: партнеры из «Ниса» сбрасывают ей эксиз сумки. Девушка придумывает, какой узор подойдет к дизайну, находит в Интернете подходящий, а потом переносит изображение в Photoshop, дорисовывает нужные завитушки, детали. Лишнее, наоборот, убирает.

«Могу два узора вместе соединить, из одного сделать другой, что-то убрать и добавить. Фишка в том, что далеко не всякий дизайнер сможет нарисовать трафарет казахского орнамента. Работа кропотливая. В Photoshop рисунки вообще очень мелкие, точечные, пиксельные, – объясняет Аяжан Адылбек. – Долго приходится возиться, но результат стоит того. Я уже сделала десятки орнаментов».

Полученный трафарет она сбрасывает производителям, а те уже специальным оборудованием делают вышивку на сумке шелковыми нитями. Обычно цвет нитей и сумки совпадает. Но особенной популярностью у клиентов Аяжан Адылбек, по ее словам, пользуется такое сочетание: белый орнамент на черной сумке. Это «писк» сезона. Фирма «Ниса» производит в месяц около сотни сумок из кожзаменителя.

Товар расходится по Казахстану. Розничная цена на сумки – от трех с половиной до пятнадцати тысяч тенге. По словам Аяжан Адылбек, шить сумки в Казахстане намного выгоднее, чем возить их из Китая, обходится втрое дешевле.

«На сумках можно хорошо раскрутиться. Среди посетителей моей страницы в Instagram 26% мужчин и 74% женщин в возрасте от 25 до 35 лет. Но купят сумки только примерно 10 человек из ста, кто зашел. На первом месте по количеству посещений страницы – Астана, Алматы. У меня очень много клиентов, особенно в Мангистауской, Атырауской областях. Там казахскоязычное население в основном. Жители этих регионов любят сумки с национальным колоритом. Даже из тамошних деревень люди через Insagram заказывают наши сумки. У меня в этой социальной сети есть еще два-три конкурента, которые продают сумки, но других производителей – из Китая и России. Еще у нас в Казахстане сумки с казахскими орнаментами шьет фирма «Нурай», но там узоры не вышиваются, а делаются аппликациями, сама продукция делается из натуральной кожи», – рассказывает Аяжан Адылбек.

Девушка хочет основать свое производство в Усть-Каменогорске с первоначальной производительностью до сорока сумок в месяц и мечтает выйти с ними не только на республиканский, но и на мировой рынок.

«А пока я свои красивые фотографии сумок выкладываю в Instagram, собираю заказ, беру у «Нисы» сумки оптом и продаю по всему Казахстану в розницу. Отправляю покупателям товар по «Казпочте», с курьерской службой, автобусом или поездом. По Усть-Каменогорску развожу сумки сама. Мне за разработанные мной узоры оптовики делают скидку на каждую сумку от 10% до 20%», – продолжает дизайнер.

Она говорит, что ежемесячно платит за продвижение своего аккаунта в социальной сети. В июне потратила почти 40 тысяч на рекламу.

«Бывают сложности с клиентами. Некоторые сразу покупают сумку, скидывают предоплату. А другие боятся, неделями думают, – делится она. – Общаюсь с клиентами через WhatsApp. Вместе думаем, какую сумку выбрать, какой способ доставки лучше. Раньше я работала без предоплаты, и были такие случаи, когда отправляла сумку, а клиенты почему-то отказывались ее получать. И я несла убытки. У меня был двойной расход за отправку и за получение сумки обратно. Сейчас работаю только по предоплате».

Недавно Аяжан Адылбек нашла еще одно применение своим орнаментам. Компания из Усть-Каменогорска, которая изготавливает зеркала на все случаи жизни, будет пользоваться ее услугами по эскизам национальных орнаментов. Помимо денежных расчетов, взамен компания обещает изготавливать сувенирные зеркальца с логотипом Аяжан – пока в подарок клиентам, покупающим ее сумки.

К слову, Аяжан Адылбек не останавливается только на орнаментах. Недавно она обучилась в Алматы веб-дизайну и сейчас хочет открыть в Усть-Каменогорске курсы по этому ремеслу, а также компьютерной верстке.

«Я могу обучить любого человека в кратчайшие сроки, чтобы он научился пользоваться Photoshop и создавать свои идеи. Сейчас я впервые участвую в проекте по разработке корпоративного стиля новой фабрики-кухни, которую открывает в ВКО известная бизнесвумен Елена Березинская. Делаю логотип, дизайн меню, ценников, специальных бланков», – говорит Аяжан.

Еще она хочет участвовать в «Жаспроекте» для молодых людей, которые имеют идеи, но не имеют денег. Им в рамках программы государство выделяет грант и еще выплачивает стипендию. Девушка хочет обучать компьютерной грамоте пожилых людей бесплатно. После шести месяцев проект можно использовать на платной основе.

Ольга Ушакова, ВКО