Борьба с коррупцией в КНР: При охоте на "тигров" не следует забывать о "мухах"

7327

Заместитель начальника секретариата Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР Шэнь Чуньяо поделился секретами антикоррупционных успехов с казахстанскими коллегами. 

Борьба с коррупцией в КНР: При охоте на "тигров" не следует забывать о "мухах"

В среду в Астане состоялось разъяснительное совещание по итогам шестого пленума Центрального комитета компартии Китая 18 созыва, организаторами мероприятия являются посольство КНР в РК, партия "Нур Отан" и национальная библиотека Первого Президента Казахстана. Само по себе разъяснение было хорошо тем, что означенный пленум прошел с 24 по 27 октября еще 2016 года, то есть достаточно давно. К тому же не совсем понятно было, с чего наши партийцы попросили заместителя начальника секретариата Всекитайского собрания заняться работой казахстанских чиновников, регулярно разъясняющих населению послания президента Казахстана: пленум ЦК КНР как-то в эту канву не совсем вписывается в силу своего отношения к другому государству.

Впрочем, из первых же слов товарища Шэнь Чуньяо стало ясно, что общего у нас с Китаем больше, чем различного.

"Мы можем сказать, что на этом пленуме приняты важные решения, – заявил Шэнь Чуньяо. – Одно из главных – правящая партия имеет судьбоносное значение для государства: под ее руководством мы достигли впечатляющих успехов в области реформ, развития  и обеспечения стабильности, а также во внешнеполитической сфере, в сфере управления партией, государством и армией".

А затем заявил, что на пленуме было принято решение "неизменно продолжать практику укрепления партийной дисциплины по всем направлениям".

"Это подразумевает укрепление верховенства закона в области госуправления. Это не просто лозунг или риторика, это настоящая революция, которая осуществляется внутри нашей партии", – добавил гость Астаны.

И перешел к главной составляющей этого укрепления партийной дисциплины – к антикоррупционной борьбе: по его словам, после XVIII съезда Коммунистической партии Китая, который состоялся в Пекине в ноябре 2012 года, под следствием оказались 240 высокопоставленных партийных кадров.

У нас, конечно, таких по пальцам можно пересчитать, но если сравнивать исходя из расчета одного высокопоставленного осужденного на душу населения, то можно сказать, что тут мы от Китая не сильно отстаем. А вот в борьбе с мелкими взяточниками, мздоимцами и прочими бюрократическими вредителями Астана от Пекина отстает: за этот же период ревизионные и дисциплинарные органы КНР всех уровней возбудили более 1 миллиона 160 тысяч соответствующих дел.

"В течение 2014–2016 годов до декабря включительно мы вернули  2 тысячи 565 беглых чиновников. И в позапрошлом году наше правительство также объявило в красный розыск (в розыск по так называемому красному формуляру, согласно которому разыскиваемые должны быть выданы Пекину после обнаружения.  – Прим. авт.) до 100 беглых чиновников. И после соответствующих усилий на сегодня мы вернули 37 из них", – добавил Шэнь Чуньяо.

После чего пояснил, что в Китае антикоррупционная деятельность образно делится на три направления: работа по расследованию противоправных действий высокопоставленных руководящих кадров зовется там "движением убить тигра", когда речь идет о провинившихся низовых, первичных работниках, то это зовется "движением ударить по мухам".

"Что касается возвращения  беглых чиновников и похищенного имущества, то это движение "охота на лис". Получается, настоящая антикоррупционая война", – заключил китайский парламентарий.

О таком средстве воздействия на коррупционеров, как смертная казнь, он упоминать не стал, хотя в Поднебесной такие приговоры – не такая уж и большая редкость. Но аудитория и так была впечатлена широтой и размахом охоты на коррупционную фауну и явно была не прочь применить ее в казахстанских реалиях. А после завершения "разъяснительного совещания" посол КНР в Казахстане Чжан Ханьхуэй в интервью журналистам прокомментировал скандальный штурм одного из брачных агентств в столице Казахстана активистами, возражавшими против браков казахских девушек с гражданами КНР.

Протестующие тогда предлагали лишать таких невест гражданства, а с женихов из Китая взимать налог в размере 50 тысяч долларов. Дипломат в ответ на просьбу прокомментировать эти выступления заявил, что лично он сам одобряет межнациональные браки, но считает, что это "личный выбор каждого человека".

"С китайской стороны нет никаких препятствий, мы только "за", если по воле обеих сторон, то, конечно, это очень хорошее дело", – сказал дипломат.

И предложил не забывать, что на территории Китая проживает много этнических казахов, являющихся гражданами КНР.

"Они зачастую возвращаются на историческую Родину и женятся на представителях своей национальности. Казахстанские девушки все очень красивые, они нежные. У них есть высшее образование, у них менталитет восточный. Они любят свою семью, уважают своих родителей, старших. По традициям мы очень схожи. Потом многие граждане Казахстана посещают Китай по делам бизнеса, приезжают на учёбу и остаются там жить. И есть отличные представители казахской цивилизации, культуры. И местные китайские жители знакомятся с современным Казахстаном, обычаями, жизнью. В общем, это очень полезно. Это естественный процесс. Это говорит о том, что между нашими народами есть и традиционная дружба. И сейчас эта дружба укрепляется и углубляется, даёт конкретные плоды", – заключил Чжан Ханьхуэй.

Игорь Воротной, Астана

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться