Ботагоз Махатова: "Наших сыновей заманили в Сирию обманом"

3971

По данным КНБ республики, около 370-380 казахстанцев, из которых две трети женщины, и еще около 400-500 детей остаются в зоне боевых действий в Сирии.

Ботагоз Махатова: "Наших сыновей заманили в Сирию обманом"

История семьи Махатовых

Заявление главы государства о возвращении 47 казахстанцев на родину из Сирии в рамках спецоперации "Жусан" вызвало немало вопросов у журналистов: "Как попали сограждане в страну, где идут боевые действия? Как там оказались их жёны и маленькие дети? Каким образом их удалось вернуть на родину? Какими маршрутами они добираются туда, кто финансирует их поездки? И что ждёт возвращенцев в Казахстане? Не несут ли они угрозу на своей родине после нахождения в лагере террористов?"

Министерство иностранных дел организовало брифинг, в котором приняли участие не только представитель Комитета национальной безопасности, но и мать одного из молодых парней, оказавшегося в Сирии и погибшего при невыясненных обстоятельствах.

Ботагоз Махатова приехала в Астану на эту встречу с журналистами из города Сатпаева Карагандинской области. Для неё это было первое публичное выступление, и, еле сдерживая волнения и порой слезы, она рассказала трагическую историю своего сына.

"Всё началось с того, что он, ещё будучи студентом колледжа, сказал нам о своём желании читать намаз и ходить в мечеть. Его желание удивило меня, ведь ему было всего лишь 17 лет... В Сирию он уехал в 2012 году, а два года назад я узнала, что он умер... Сейчас там моя сноха и трое внуков, пяти, двух и полутора лет... И я с большим нетерпением жду их возвращения в Казахстан. Они единственное продолжение, что осталось после моего сына", – рассказала Ботагоз Махатова.

Она добавила, что не знала о его планах покинуть родину. И лишь после того, как он пропал, сказав, что поехал в Алматы за товаром, она кинулась его искать и обратилась в правоохранительные органы. Сын вышел на связь время спустя из Египта, откуда затем перебрался в Сирию.

В 2013 году молодой человек женился на девушке из Актобе, и уже там, в Сирии, у них родились дети. Все эти годы они поддерживали связь с матерью по мобильной связи, через WhatsАpp.

"Моя сноха с внуками пока там, так как не могут выйти из зоны боевых действий. Они идут пешком, обходя заминированные поля, и пока ещё не дошли до места назначения, откуда им помогут вернуться на родину. Я надеюсь, никто не будет возражать, чтобы они вернулись, потому что они все граждане Казахстана. Дети не виноваты, они оказались там, где были их родители", – продолжила Махатова свой рассказ.

Она не одинока в своей трагедии. На сегодня таких, как она, 120 женщин, чьи дети оказались в Сирии. И только 10 матерей из 120 дождались возвращения своих детей.

"Поймите, наши дети попали в Сирию по доверчивости и своей наивности. Они неверно истолковали ислам и такое понятие, как джихад. Им обещали хорошую жизнь в создаваемом "Исламском государстве", где всё будет по закону шариата и ислама. Им обещали дома, хорошую жизнь. Их заманили туда обманом. Поймите, они не ехали туда воевать. Но, попав туда, в такие ужасные условия, где идёт война, они вынуждены были бороться, им пришлось защищать свои семьи", – расплакалась женщина.

Ботагоз Махатова призналась, что после того, как сын попал в Сирию, она провела собственное расследование.

"Я взяла в руки Коран, изучила все моменты, в частности, что означает понятие "джихад". Я поняла, что мой сын неверно растолковал религию. Чуть позже, оказавшись в Сирии, мой сын во время наших разговоров по WhatsApp признался мне, что совершил ошибку, и просил прощения у меня. Я очень признательна, что сейчас Казахстан взялся за возвращение своих граждан из Сирии, Ирака и других стран", – добавила Ботагоз Махатова.

Казнить нельзя помиловать

Присутствовавший на брифинге начальник департамента КНБ, генерал-майор нацбезопасности Бакытбек Рахымбердиев подтвердил, что история семьи Махатовых типична. Молодых казахстанцев вербуют через Интернет, через различные религиозные сайты.

Журналисты попросили представителя Комитета национальной безопасности разъяснить термин "обманным путём были вывезены в охваченную кризисом страну". В основном это жители Мангистауской, Атырауской, Актюбинской и Алматинской областей.

"С началом конфликта в Сирии вербовщики начали обращаться к нашим гражданам посредством Интернета, пропаганда велась в социальных сетях. Им обещали, что здесь жизнь будет вестись по справедливости, будут соблюдаться религиозные каноны. Казахстанцы уезжали туда семьями, но, попав туда, убеждались, что на самом деле всё это не так. Нет никакой справедливости, мусульмане воюют с мусульманами. Однако вернуться оттуда порой невозможно. Карают смертной казнью. Есть данные, что несколько наших сограждан были казнены за попытку бегства", – рассказал г-н Рахымбердиев.

По его информации, по приблизительным данным, в странах (Сирия, Ирак и Афганистан), где идут боевые действия, находится около 370-380 граждан страны (две трети из которых женщины) и с ними около 400-500 детей. В основном это жители Мангистауской, Атырауской, Актюбинской и Алматинской областей.

 "Что же будет с тем, кто вернулся в Казахстан?" – этот вопрос волновал журналистов не меньше, так как в отношении террористов или тех, кто содействовал им, закон суров – лишение гражданства.

Генерал-майор отметил, что все возможные последствия от возвращения казахстанцев, находящихся в зоне конфликтов в Сирии, были учтены.

"Но те, которые возвращены, здесь совсем другая ситуация, категория. Они добровольно изъявили желание вернуться. Те, кто будет признан виновным, понесут наказание здесь, в Казахстане. Кто невиновен, а их большинство, то здесь вопрос о лишении их гражданства и такой целесообразности не усматривается", – подчеркнул представитель КНБ.

По его информации, для того чтобы общественность была спокойна, сейчас в отношении шести мужчин и одной женщины, которые вернулись в рамках операции "Жусан", ведутся досудебные расследования по подозрению в участии в террористической деятельности. Окончательную точку поставит суд.

"Что касается детей, которые были возвращены в Казахстан в рамках операции "Жусан", почти все они – сироты. У всех отцы погибли. Некоторым посчастливилось вернуться с матерями, но есть и такие, у которых мамы остались там. Но все они испытали стресс, и все они пройдут реабилитацию и социализацию", – уточнил г-н Рахымбердиев.

В свою очередь заместитель министра иностранных дел Ержан Ашикбаев заверил журналистов, что процесс возвращения граждан, в частности детей, будет продолжен.

Кульпаш Конырова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться