Бюджетный "бизнес" в разных весовых категориях

9010

Многие сельские акимы Костанайской области не смогли реализовать возможности бюджетов четвёртого уровня.

Бюджетный "бизнес" в разных весовых категориях Фото: tass.ru

Самыми эффективными оказались единицы сёл и сельских округов, об этом рассказал заместитель акима Костанайской области Ерлан Сапанов. Анализ проводился по итогам работы бюджетов четвёртого уровня за три квартала 2018 года. Если брать доходы на душу населения, то больше всех смогли заработать в Фёдоровском сельском округе – 7,1 тыс. тенге на одного жителя. Следом в рейтинге идет посёлок Затобольск с 6,2 тыс. тенге на душу населения. В пятёрку лидеров также входят Житикара, Сарыколь и Карабалык, где на каждого жителя смогли заработать чуть больше 4 тыс. тенге.

Стоит отметить, что вышеперечисленные населённые пункты, по сути, являются не только районными центрами, но и имеют неплохо развитую экономику. К примеру, в Фёдоровке, Затобольске и Карабалыке есть не только крестьянские хозяйства, но и перерабатывающие предприятия, здесь есть кафе, салоны красоты, СТО и другие объекты малого бизнеса сферы услуг. Эти сельские населённые пункты (СНП) также стоят на международной трассе, по которой идёт плотное транзитное движение пассажирского транспорта и грузов из России в Казахстан и обратно. Житикара вообще город, где неплохо развита промышленность, идёт добыча золотоносных и хризотиловых руд. Причём расположен этот населённый пункт недалеко от границы с Россией.

В каждом из сёл-лидеров по доходам на душу населения проживает по 6 тыс. и более человек. В Житикаре, по опубликованным на официальном сайте района данным, вовсе 34,8 тыс. жителей, а в Затобольске – 26,4 тыс. человек. По данным областного акимата, эти же населённые пункты стали лидерами по поступлениям в бюджет среди 45 сёл, перешедших на четвёртый уровень бюджета.

Для сравнения, в самых "бедных" по доходам на душу населения сёлах совершенно иная экономическая ситуация. В селе Родина, находящемся в территориальном подчинении Аркалыка, на каждого жителя заработали всего 937,7 тенге. В числе низкодоходных оказались также акиматы крупных населённых пунктов южных районов области – с. Торгай и Амангельдинского сельского округа. Доходы на душу населения здесь составили около 1500 тенге. В среднем доходы на душу населения в сёлах Костанайской области, перешедших на четвёртый уровень бюджета, составили 3400 тенге.

В Аркалыке, чьей частью является Родина, есть немалые проблемы с привлечением инвестиций. Малый бизнес развивается слабо в силу жёстких требований банков к залогам. Имущество в городе считают низколиквидным, а значит, на кредиты для развития бизнеса здесь мало кто может рассчитывать.

Аналогичные сложности в Торгае и Амангельды. Анализируя географическое положение этих СНП, сложно ожидать от местных акиматов высокой доходности. Транспортная логистика слабо развита. Экономика районов развивается главным образом за счёт животноводства, причём немалая часть скота находится в частных подворьях. Инвестиционные проекты последних лет реализовывали большей частью именно в сфере животноводства. До недавних пор в районах не было даже своего убойного пункта.

Штрафные возможности

При этом, по мнению акима области Архимеда Мухаметова, доходность посёлков с примерно одинаковой численностью населения может отличаться, но не в разы. Так, в областном акимате сравнили Фёдоровский сельский округ и посёлок Кушмурун. Последние заработали в 3,5 раза меньше. То же самое касается и села Торгай, доходы которого сравнили с доходами Мичуринского сельского округа, который находится в пригороде Костаная. Последние заработали 20,2 млн тенге, или в 2,5 раза больше, чем акимат Торгая.

"Это свидетельствует о низком уровне проводимой работы по сбору и зачислению поступлений в сельские бюджеты, а также по обеспечению и созданию условий для роста налогооблагаемой базы. Согласно бюджетному законодательству, доходная часть сельских округов включает в себя поступления в виде административных штрафов. Всего в компетенцию сельских акимов входит сбор 18 видов штрафов. При этом, как показывает практика, пополнение бюджетов сельских округов за счёт штрафов ведётся не на должном уровне. Поступления зафиксированы лишь в четырёх округах", – почеркнул Ерлан Спанов.

Всего сельские бюджеты четвёртого уровня заработали на штрафах 246,7 тыс. тенге. Самые активные как раз мичуринцы, которые заработали почти половину от этого объёма. В разговорах с акимами сёл, число жителей которых едва дотягивает до 3 тыс. человек, стало ясно, что в случаях со штрафами срабатывает чисто человеческий фактор. В таких населённых пунктах каждый на виду, а значит, и грубых нарушителей обычно нет. Карать же за малейшую провинность пока не берутся, хотя и признают, что в тех условиях, в какие сегодня поставили сельские акиматы, видимо, придётся идти на жёсткие меры.

Зарабатывайте!

Самые высокодоходные сельские бюджеты имеют довольно низкую зависимость от субвенций. Их доля в бюджете Затобольска составляет менее 30%, а в бюджете Житикары и вовсе лишь 1,3%. Для сравнения, в Узунколе – районном центре – объём субвенции в местном бюджете составляет 80%, в п. Качар – 78%. Всего в области 10 посёлков, перешедших на четвёртый уровень бюджета, имеют долю субвенций в местном бюджете более 75%.

При этом в области отметили, что в начале года на баланс им передали коммунальное имущество – всего 142 объекта. Посёлки сумели на этом заработать 10,2 млн тенге. Однако сдавали в аренду помещения не все: 32 сельских округа из 45. Среди самых активных опять же Житикара, Затобольск и Кушмурун Аулиекольского района.

Сравнили акимов и по числу одобренных проектов в рамках программы развития продуктивной занятости. К примеру, в Фёдоровском сельском округе таковых 15, а в Узунколе в два раза меньше, хотя населения в последнем даже немного больше.

Сложнее всего зарабатывать в новых условиях будет самым маленьким сёлам. Мы, к примеру, среди 45 сельских округов нашли несколько таких, где численность населения недотягивает до 2 тыс. человек. В аутсайдерах по доходам в местные бюджеты оказались село Озёрное Костанайского района и Железнодорожный сельский округ Карасуского района. В первом – 1883 жителя, а во втором – 1992 человека согласно паспортам населённых пунктов, опубликованным на сайтах районов.

Аким села Озёрное Флюза Мустафина, которая заступила на должность весной этого года, отметила, что основную часть доходов всё же составляет подоходный налог. Здесь рассчитывали также на налог на транспорт с ТОО "Карла Маркса" – градообразующего для посёлка крепкого хозяйства сельскохозяйственной направленности, но сумма на деле оказалась маленькой. Аким говорит, что при планировании бюджета опустили несколько просчётов, не учтя льготы для аграриев по налогам. Сейчас единственный стабильный источник роста доходов здесь видят именно в развитии бизнеса. Однако малым сёлам с населением до трёх тысяч человек эту задачу сложно будет выполнить. Практика показывает, что в таких СНП ликвидность залогового имущества низкая, а значит, и шансы получить кредит невелики.

Новое поступление

Сегодня в Костанайской области начинают готовить к бюджетам четвёртого уровня еще 198 сельских округов с численностью населения менее 2 тыс. человек. Они начнут работать по новой схеме с 1 января 2020 года. Акимам на местах настоятельно рекомендуют уже сегодня искать собственные источники пополнения бюджетов, бухгалтерам – учиться проводить госзакупки.

Сложности просматриваются уже сегодня в ходе анализа собственных доходов этих СНП. В 73 округах деньги не зарабатывают вовсе. Больше всего таких в следующий районах области: Камыстинском районе – 9 из 14, Сарыкольском – 9 из 13, Аркалык – 9 из 15, Денисовском – 11 из 13.

Помимо всего прочего, всем акимам, которые работают и будут работать по бюджетам четвёртого уровня, рекомендовали снизить расходы на содержание аппарата акима, которые составляют около 20%. Это чуть больше, чем объём трат на благоустройство и озеленение. На дороги и образование тратят по 30% сельского бюджета. Сельские праздники вовсе рекомендовали проводить за счёт местных товаропроизводителей.

Главы сёл будут лично заинтересованы в получении всех налогов на недвижимость и имущество, подоходных налогов, других платежей. Власти области ставят вопрос о снятии неэффективных управленцев с должностей. Первые увольнения нужно ждать в марте 2019 года, когда в области будут подводить итоги первого года работы по бюджетам четвёртого уровня.

Татьяна Шестакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться