Центральную Азию объединяет космос

Казахстан и Узбекистан будет обслуживать единый спутник связи.

24 Сентября 2018 07:00 Автор: Айсулу Тимурова
Центральную Азию объединяет космос, Узбекистан, Казахстан, Спутник связи, Информационная безопасность , технологии, торговля, Логистика

Казахстан и Узбекистан намерены создать совместный спутник связи на геостационарной орбите для обслуживания территории двух стран региона. Об этом на международной конференции «Перспективы партнёрства Казахстана и Узбекистана в новых геополитических и геоэкономических условиях» в Астане сообщил директор Департамента международного военно-технического сотрудничества Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности РК Асланбек Сырланов.

Он уточнил, что на данный момент представители Узбекистана пользуются услугами спутниковой связи иностранных государств.

«Наряду с этим предлагается в рамках Центральной Азии создание пяти спутников дистанционного зондирования Земли среднего разрешения до пяти метров, при этом каждая страна будет иметь по одному спутнику и возможность принимать данные из пяти спутников. Это позволит участникам проекта получать снимки с высокой оперативностью в течение суток каждый день, мы будем иметь спутник новый, и с точки зрения дистанционного зондирования земли очень актуальная информация. Это наши инициативы в области по сотрудничеству в космической сфере», – отметил он.

Глава департамента Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности подчеркнул, что Казахстан полностью открыт в сфере обеспечения информационной безопасности. В составе министерства есть Комитет информационной безопасности, который за время существования министерства привёл внутригосударственную политику по информационной безопасности в единую систему. Разработаны нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в этом направлении.

Асланбек Cырланов заметил, что сотрудничество было активизировано после того, как президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посетил Узбекистан в сентябре 2017 года. Тогда было подписано межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве.

«За прошедший период мы провели порядка 15 встреч в данной области. Нашим коллегам мы показали все предприятия, которые есть в Алматы и Астане, в Уральске. Они очень довольны, и на сегодняшний день нами создано и проведено заседание первой рабочей группы по военно-техническому сотрудничеству. Основные направления сотрудничества, которое мы сегодня рассматриваем, – это сотрудничество в сфере оптико-электронных средств, автомобилей и вооружений, сервис авиационной техники, поставка катеров, оборудования и различные боеприпасы и модернизация системы вооружений», – добавил он.

Были проведены переговоры по презентации казахстанских возможностей космических систем связи дистанционного зондирования Земли. Одним из реализованных проектов в этой сфере стало создание геопортала между Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и АО «НК «Казахстан гарыш сапары».

Для Сурхандарьинской области Узбекистана создаётся геопортал, который даст возможность мониторинга в сфере сельского, водного хозяйства, лесного, автомобильных, железных дорог, градостроительства и геологии.

Специалистами двух стран собран совместный 25-тонный автомобильный кран, нужный в гражданской сфере. В настоящее время он проходит сертификацию и в будущем планируется для поставки в регионы.

По словам директора Департамента стран СНГ Министерства иностранных дел РК Валихана Туреханова, объёмы взаимной торговли между Казахстаном и Узбекистаном имеют неуклонный рост. Так, по итогам семи месяцев этого года товарооборот между нашими странами вырос на 37% по сравнению с тем же периодом 2017 года, 1,4 млн долларов, а по итогам прошлого года товарооборот достиг двух миллиардов долларов, тем самым показав рост 31% по сравнению с 2016 годом. Дипломаты убеждены, что такая динамика роста позволит уверенно достичь поставленной главами наших государств задачи по увеличению объёма торговли до 5 млрд долларов к 2020 году.

В мировой торговле Узбекистана Казахстан занимает третью позицию после Китая и России – 8,7% от общего товарооборота, удельный вес Узбекистана в общем объёме товарооборота Казахстана составляет 2,5% в течение нескольких последних лет.

«Продолжается работа по углублению стимулирования взаимовыгодных поставок товаров и услуг, а также расширения номенклатуры товаров. Мы готовы поставлять совершенно новые виды продукции и имеем возможность увеличивать поставку в Узбекистан таких товаров, как металлические трубы, прокаты железной стали, кондитерские изделия, лекарственные средства, аккумуляторы, трансформаторы и другое. В данном ключе позитивным шагом в строну активизации торгового сотрудничества стало решение Узбекистана о снижении акцизов на многие виды импортируемых товаров», – отметил казахстанский дипломат.

В свою очередь руководитель отдела центральноазиатских исследований Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Республики Узбекистан Фаррух Жураев перечислил проблемные вопросы в сфере транспорта. Это отсутствие общего видения подходов в системе транспортных сообщений Центральной Азии, устранение барьеров перевозки грузов, упрощение визовых, гармонизация транзитных и таможенных процедур, обеспечение прямого выхода к морским портам, простаивание грузов на границах, наличие разных весовых и габаритных стандартов, ограничение времени работы контрольно-пропускных пунктов, отсутствие необходимых условий до всех магистралей, несовершенство процедур пересечения границ.

По оценкам экспертов, участие стран региона в международных перевозках затрудняет крайне низкое качество железнодорожных покрытий. Износ автомобильных дорог центральноазиатских стран составляет 65%, что существенно затрудняет грузоперевозки и препятствуют развитию мультимодальных перевозок. По некоторым оценкам, транспортная логистика также является основной проблемой экспортёров наших стран. Расходы на транспортную логистику достигают от 70% до 80% в стоимостном размере экспортируемой в страны региона продукции. Указанные проблемы ведут к снижению конкурентоспособности авиаперевозок в центральной Азии, а также к общему сокращению транзита через региональную систему железнодорожных сообщений.

Поэтому представители Узбекистана предлагают разработать стратегию по развитию транспортной логистики Центральной Азии с участием экспертов Всемирного банка, ЕБРР, АБР и других международных финансовых структур.

«Необходимо создание регионального совета по транспортным коммуникациям стран Центральной Азии. Деятельность совета будет направлена на активизацию регионального сотрудничества в транспортно-транзитной и логистической сфере. Требуется и выработка согласованных решений по развитию транзитного потенциала Центральной Азии с целью выхода к морским портам Европы, Южной Азии и Ближнего Востока. В этом направлении огромный потенциал мы видим в реализации инициативы «Один пояс, один путь», а также транспортно-транзитных проектов по направлениям Восток – Запад и Север – Юг», – отметил Фаррух Жураев.

Айсулу Тимурова