Цифровизация для галочки

Министр информации считает незначительным отсутствие доступа к Интернету у каждого десятого казахстанца.

17 Июля 2018 15:14 Автор: Ботагоз Омар
Цифровизация для галочки, Цифровизация, умные города, smart-city, Общественный транспорт, Astra Bus, Интернет
Фото: time.kz

Вопросы реализации «умных» городов были рассмотрены во вторник в ходе заседания правительства. С докладом на эту тему выступил министр информации и коммуникаций Даурен Абаев.

Он пояснил, что в рамках реализации проекта Smart City «в акиматах всех 16 регионов были сформированы офисы цифровизации» (цитата приведена по официальному переводу в правительстве). Напомним, что с присвоением Шымкенту статуса города республиканского значения в Казахстане насчитывается уже 17 регионов. Однако, похоже, это не единственная оговорка министра, а приведенная им информация больше напоминает данные по «средней температуре по больнице».

Так, министр отметил, что за счет «внедрения смарт-проектов в Алматинской области в рамках тестовой эксплуатации системы управления городским транспортом наблюдается сокращение времени ожидания на остановках до 30 процентов». Кроме того, путем создания прозрачного процесса оплаты проезда на 20 процентов возросло количество пользования общественным транспортом.

Однако ведомство не располагает данными, сколько автобусов в двух показательных городах страны – Астане и Алматы – оснащены GPS-сигналом.

«Нет, таких данных нет», – отметил он, отвечая на вопросы портала abctv.kz, хотя именно этому и был посвящен доклад министра.

В этом контексте следует пояснить, что запущенное в начале 2016 года мобильное приложение Astra Bus, которое сообщает о местоположении столичных автобусов в режиме реального времени, работает не в полной мере, так как, увы, далеко не все автобусы оснащены GPS-сигналом. По неофициальной информации, его оснащение только в одном автобусе обойдется в три миллиона тенге.

Поэтому можно много заявлять о запуске таких «умных» программ, но когда речь идёт о практической реализации, то в таких случаях подобные проекты только дезинформируют пассажиров. Программа может сообщить о прибытии автобуса через 30 минут, вы принимаете решение вызвать такси, но вдруг неожиданно на остановке появляется «призрачный» автобус, который не значится в системе из-за отсутствия на нем GPS-сигнала.

Вопрос, как программа Smart-City поможет властям крупных городов дооснастить общественный транспорт Интернетом, остался без ответа.

Тем не менее, правительство усиленно трудится над тем, чтобы в городах Казахстана стали внедряться цифровые технологии.

«Руководят работой соответствующие заместители акимов, сам процесс координации проектов, реализуемых местными исполнительными органами, возглавляет центральный штаб цифровизации, реализованный на базе министерств и холдинга «Зерде», в функции которого входит полная координация реализации проектов, в том числе методологическое обеспечение в рамках компетенций», – отметил Даурен Абаев.

В 2017 году была начата вся эта работа. В первую очередь министерством была разработана концепция Smart City, покрывающая, по словам министра, «все сферы деятельности, все виды финансирования технологий».

Как показывает мониторинг проекта, который проводится на еженедельной основе, благодаря проекту «Умный город» в Павлодарской области удалось на три процента повысить успеваемость школьников, и только благодаря подключению к электронным журналам.

Мы обратились к министру с просьбой пояснить, за счёт чего это произошло.

«За счёт более качественного контроля, в том числе и со стороны родителей. Родители видят, какие получают оценки дети, как они посещают, обращают на это внимание», – пояснил Даурен Абаев.

Итак, если верить словам министра, то благодаря программе в Восточно-Казахстанской области благодаря подключению к системе амбулаторий сокращено время оказания первичной медицинской помощи, в рамках введения смарт-технологий на 30% сокращено энергопотребление по уличному освещению в городе Астане. В Шымкенте благодаря введению фото-, видеосъемки дорожно-транспортных происшествий нарушений правил дорожного движения стало меньше на 52 процента.

«В рамках программы «Быстрые победы» не менее 80 процентов школ имеют доступ к сети Интернет, а разрыв уровня знаний между городскими и сельскими детьми сократился почти на 37 процентов», – сообщил глава МИК РК.

Он пояснил, что разрыв преодолен благодаря тому, что теперь в сельских школах получают более качественные методические пособия – онлайн-лекции и курсы.

«Благодаря оптимизации и автоматизации госуслуг срок по ним сократился в некоторых случаях до трех раз. Медицинские

информационные системы внедрены в 100 процентах медорганизаций областного значения. А в рамках использования электронной медкарты и отказа от бумажного носителя полностью исключен фактор потери медицинских карт», – уточнил министр.

Однако на сегодняшний день жители ряда сельских населенных пунктов Казахстана не имеют доступа к Интернету.

«В Казахстане около четырех тысяч сел, наверное, где в той или иной степени не работает качественный Интернет. Но вы должны понимать, что вы в процентном отношении к населению Казахстана буквально около 10 процентов. Вроде звучит, что цифра большая, но к количеству жителей эта цифра небольшая», – сообщил Даурен Абаев, отвечая на вопросы abctv.kz.

О том, как программа решила эти проблемы, министр отвечать не стал. Возможно, в связи с тем, что она направлена на систему «умный» город, в селах в эпоху цифровых технологий останется только развивать интуицию и природную сноровку.

Ботагоз Омар