Данабек Сужанов: Если бы у меня был второй шанс попасть на Олимпиаду, я бы настраивался только на золото

Диас Калиакпаров Диас Калиакпаров
9400

Трехкратный чемпион Казахстана по боксу Данабек Сужанов сейчас является руководителем боксерского клуба Arena boxing club. 

Данабек Сужанов: Если бы у меня был второй шанс попасть на Олимпиаду, я бы настраивался только на золото

В 2012 году он стал участником Олимпийских игр в Лондоне, где досаднейшим образом уступил по очкам индийскому боксеру Сингху Вижендеру. Та Олимпиада стала единственной в богатой карьере казахстанского боксера. Впечатления от той встречи, в принципе, как и о каждом своем выступлении, у Сужанова яркие и сегодня.

- Данабек, поделитесь своими мыслями по этому поводу. Как вы считаете, решение арбитров присудить тогда победу по очкам индийскому боксеру Вижендеру было справедливым?

– Скажу так: каждый раз, когда я садился на стул после окончания раунда, думал, что веду я, но ... все оказалось по-другому. Я знал этого соперника, это – хороший боксер. Он – финалист чемпионата мира и чемпион Азиатских игр. Олимпиаду в итоге выиграл японец, которого я до этого выигрывал на других соревнованиях. Честно говоря, немного обидно.

- Что вы делали после Олимпиады?

- После той Олимпиады сначала хотел завершить боксерскую карьеру, но затем решил попробовать себя на профессиональном ринге. В составе Astana Arlans я провел всего один бой, и честно говоря, неудачно. Проиграл российскому боксеру. После того, как я прекратил выступать на ринге, работал в самых разных сферах – от стройки до генеральной прокуратуры. Вспоминая тот период, после выступления на Олимпиад думал, что ни за что не буду работать на 150 тысяч. Ведь в то время у нас зарплата была до 1 млн тенге. Но, потом жизнь немного приземлила мои амбиции. И было время, когда я за свой труд получал всего 35 тысяч тенге в месяц. В этом нет ничего страшного. Мы с семьей справились с этим, прошли через все трудности. Это был тяжелый период для нас. Я не скажу, что сейчас переживаю идеально легкий этап своей жизни, но все намного лучше, чем тогда.

- Говоря о семье – у вас есть сын Тамерлан. Наверняка, он также уже занимается боксом?

- Откровенно говоря, ему больше нравится борьба. Он любит и бокс, но приходя в зал вместе со мной на тренировки, он больше бегает с борцами. В свои 5 лет он увлеченно смотрел Олимпиаду в Рио, и все время спрашивал, поедем ли мы туда?

- За плечами у вас огромный опыт выступлений, как на казахстанских, так и на международных соревнованиях. Приглашали ли вас в Олимпийскую школу бокса в качестве тренера?

- На этом вопросе хотелось бы отдельно остановиться. Государство вкладывает в спортсменов большие деньги, к примеру, для подготовки и участия в Олимпиадах, включая призовой фонд. Оно одевает их, учит и платит заработную плату. Между тем, вернуться с Олимпиады, что называется "со щитом" дано не всем. Все те, кто не завоевал призовые места на ОИ, потом остаются вне интересов государства. Хотя, все они – талантливые спортсмены, и могли бы многое дать молодежи в плане подготовки к крупным соревнованиям, поделиться своим богатым опытом. Спортсмены сталкиваются в этом с большими трудностями. Вроде ты был "на коне", тебя знали люди и тобой гордились, а тут… Складывается ощущение, что тебя выкинули на обочину. И таким спортсменам сложно понять, что делать дальше. Мне интересно, почему, вложив в спортсмена столько сил и средств, государство не пытается использовать его опыт в дальнейшем.

- То есть, должным образом не выстроена структура?

- Да. Из-за этого, над многими спортсменами создается психологическое давление. Они боятся: а вдруг, что-то не получится, кем же я буду в дальнейшем? И рано сходят со спортивной дорожки. Ведь, это своего рода лотерея. И спортсмен начинает выбирать заранее наиболее надежный путь, чтобы не остаться у обочины. Получается, в этом направлении отсутствует четкая кадровая работа. А ведь на ту же Олимпиаду из миллиардов людей по всему миру попадают лишь единицы. И это тоже огромный опыт. Спортсмены, достигшие этой ступени знают цену труду, и умеют по-настоящему трудиться. А человек, умеющий от души выкладываться и трудиться над собой, имеет все шансы достичь успеха во многих сферах деятельности. Тем более, в той, которой он посвятил всю свою жизнь. Если предоставить спортсмену такую возможность, он будет дальше развиваться и приносить немалую пользу. Почему бы не отправлять спортсменов с богатым международным опытом работать, к примеру, в тех же регионах?

- Считаете ли вы, что в этом случае уровень казахстанского спорта в целом был бы намного выше, чем сейчас?

- Конечно. Нужно максимально использовать этот большой потенциал, который у нас есть. Не получится добиться больших успехов с одним спортсменом – обязательно получится с другим. Ведь это – жизнь. Поверьте, человек, который прошел все ступени в спорте от самых низов до верхов, постарается максимально помочь своим ученикам достичь того же и даже больше. Он сам сталкивался с психологическими нюансами, и может многое подсказать на этом нелегком пути.

- Вы затронули очень интересную тему судеб профессиональных спортсменов. У всех она разная. После успехов в спорте, также, как и после неудач, все ведут себя по-разному. Кто-то запил, кто-то совершил громкое преступление и сидит в тюрьме, а кто-то, несмотря ни на что продолжает гнуть свою линию, и добиваться успехов уже на тренерском поприще. В чем, по-вашему, причина? В силе воли?

- Наверное, все зависит от самого человека. Тот, кто хочет чего-то добиться, и прикладывает для этого определенные усилия, обязательно придет к положительному результату. Просто, нужно смело идти вперед и не переставать работать над собой. Никогда.

- Давайте, вернемся немного к истокам вашей боксерской карьеры. Что привело вас в бокс? Присутствовал ли здесь некий голливудский сюжет наподобие "меня все обижали, но потом я усиленно начал заниматься спортом и добился больших высот?"

- Нет (смеется). Мой отец в студенческие годы увлекался боксом. Мне рассказывали, что еще в животе у мамы я сильно толкался и бился. Отец шутил, что у него родится сын, который станет боксером. Хотя, в то время не было УЗИ. Я с детства игрался с перчатками. Отец, видя это, привел меня к тренеру, у которого я и остался. На свой первый чемпионат Казахстана я поехал не в лучшей психологической форме. В нашей семье произошла трагедия – умерла моя мама, когда мне было 22 года… Я не хотел больше тренироваться, но отец уговорил меня поехать на соревнования. Он поехал со мной на соревнования, и создал все условия с психологической стороны, чтобы я сосредоточился только на своем выступлении. И я победил в нем.

- Потом вы выигрывали чемпионат страны еще два раза?

- Следующий чемпионат страны, проходивший в Караганде я выиграл вновь. Там были те же самые соперники. На очередное соревнование республиканского масштаба я не смог поехать, так как сильно заболел. И тогда первенство страны выиграл Адильбек Ниязымбетов. Третий титул чемпиона страны достался мне на удивление легко. Быть может, сказался тот факт, что на него я поехал уже в статусе одного из фаворитов, так как на тот момент уже имел за плечами два титула чемпиона страны и медаль с Азиатских игр. После этого я поехал на чемпионат мира, где передо мной маячила только одна цель – завоевать лицензию на Олимпиаду-2012. Моим соперником был американец – очень сильный боксер, один из лучших в своем весе на тот момент. Сажусь в угол, и мне говорят: Данабек, ты проигрываешь два балла. Я собрался с силами, и через некоторое время счет стал 9:9. В очень тяжелом бою я победил со счетом 16:14. Вынужден признать, после этого я немного расслабился, и не сумел завоевать медаль.

- Можно ли то же самое сказать и про Олимпиаду?

- Уверен, что да. На тот момент само участие на ОИ было для меня сродни золоту, и увы, настроиться должным образом на индуса у меня не получилось. То, что я успокоился раньше времени, я понимаю только сейчас. Если смотреть в самую суть, то Олимпиада – это обычный международный турнир, где выступают, в основном, те же самые соперники, что и на чемпионате мира.

- Жалеете об этом?

- Конечно, жалею. Но я успокаивал потом себя, говоря, что жизнь на этом не окончилась, и надо двигаться вперед. Зато это стало для меня хорошим жизненным уроком, из которого я понял главное: никогда нельзя успокаиваться, достигнув чего-то. Теперь, если я когда-нибудь поеду на Олимпиаду с сыном, или с кем-то из своих нынешних учеников, то я смогу сказать ему нужные слова. Потому что прошел через это сам. Вы знаете, если бы у меня был второй шанс, то я настраивался бы только на золото.

Диас Калиакпаров

Telegram
Самое интересное из мира спорта в нашем Telegram-канале Аtameken Business Sport
Подписаться