Деньги медицины переходят границу

11914

Ежегодно казахстанцы тратят на лечение за рубежом $300 млн.

Деньги медицины переходят границу

Сегодня, отмечают эксперты Всемирной туристской организации, медицинский туризм находится на подъеме – ежегодно 3-4% жителей планеты отправляются за пределы стран проживания, чтобы получить лечение, диагностику или провести оздоровительные процедуры, темпы роста отрасли на протяжении ближайших 10 лет превысят 25%. Согласно данным исследования компании Visa, оборот мирового сектора медицинского туризма составляет $400 млрд, а в ближайшие 10 лет, по прогнозам, может достичь $3 трлн.

Здоровье остается главной ценностью, какие бы трудности не переживала экономика, и когда на карте стоит хорошее самочувствие, а то и жизнь, собственная или близких, люди не считаются с расходами. Ну а при наличии финансовых средств поиск клиники с оптимальным предложением цены и качества, как и подходящих вариантов перелета, становится делом техники. Как считает директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова, в последние пару лет популярность медицинского туризма заметно выросла и в Казахстане, хотя в целом достаточно активно это направление развивается уже на протяжении 6-7 лет. Казахстанцы тратят на лечение за рубежом порядка $300 млн, хотя, возможно, и эта цифра не является окончательной, ведь многие принимают решение обратиться за консультацией к медикам уже после того, как приезжают за границу в обычную тур поездку.  

Практически все казахстанские компании и клиники, специализирующиеся на медицинском туризме, предлагают программы диагностики организма, так называемые "чек-ап" (от англ. check-up). Эксперты отмечают, что в последние годы центр мирового медицинского туризма смещается в азиатском направлении, но свои козыри есть у каждой из популярных среди услуг потребителей данного продукта стран. По словам представителя одной из туристских компаний Оксаны Светенко, в мире сегодня выделяется несколько популярных направлений медицинского туризма.

Клиника или врач?

Клиники США, например, известны сильной лечебной базой, высоким уровнем технического оснащения. Медицинские центры Японии делают ставку на качество обслуживания и индивидуальный подход к клиенту, клиники Турции и Израиля, сочетающие высокий уровень оснащенности и профессионализм сотрудников, казахстанцы выбирают в тех случаях, когда речь заходит, например, о лечении онкологических заболеваний. По словам Оксаны Светенко, в последнее время среди пациентов стран бывшего СССР, в том числе и среди казахстанцев, выросла популярность южнокорейских клиник, и эксперты также склонны оценивать данное направление как весьма перспективное. Что касается направлений оздоровительного туризма, то среди казахстанцев популярны курорты Чехии, Германии, Австрии, израильские курорты на Мертвом море, в последнее время выросла популярность курортов Словении и Хорватии; кроме того, наши соотечественники обратили внимание на страны Балтии, где еще в годы СССР принимали отдыхающих известные на весь Союз курорты.

Впрочем, отмечают участники рынка, какой бы репутацией ни располагали клиники той или иной страны, лечит не больница, а врач. И вопрос, на что следует ориентироваться, собираясь на лечение за рубеж – на название клиники или репутацию врача на самом деле очень важен.

"У нас всегда было принято считать, что первостепенное значение имеет клиника, и если человек решает лечиться за границей, он в первую очередь ищет информацию о клинике в интернете.

"Но наличие у клиники русскоязычного сайта не означает, что в ее штате будут люди, которые смогут общаться с пациентом на русском языке, если, конечно, речь не идет о крупных клиниках, при которых действуют международные отделы. Поэтому очень важно, чтобы была структура, способная помочь пациентам попасть к действительно хорошим специалистам и не пожалеть о потраченном времени и деньгах", - считает Елена Давидоф, директор компании Welltours из Фрайбурга (Германия). 

Менеджмент от медицины

О том, что отечественная индустрия оздоровительного туризма нуждается в медицинских менеджерах, специалистах, способных помочь пациенту максимально эффективно использовать время, проведенное в зарубежной клинике, взять на себя организационные вопросы, говорят и отечественные эксперты.

Казахстанский медицинский туризм начинал развиваться в первую очередь как инициатива туроператоров, и по словам Рашиды Шайкеновой, сегодня для игроков отечественного рынка характерна своя специфика, которая отделяет их от коллег из других стран.

"Казахстанский рынок туризма не очень велик, ежегодно выезжают за пределы страны около 1 млн казахстанцев, и сотрудники наших компаний, как правило, занимаются организацией нескольких видов путешествий. Но этот вид туризма специфичен, поэтому здесь в любом случае требуется высокий уровень профессионализма, коммуникативные навыки, знание возможностей медицины, в которой каждый год появляются новые технологии и методики", - говорит Рашида Шайкенова.    

Медицинский туризм - особенный сегмент, и в мировой практике в нем, как правило, работают отдельные сотрудники, люди, профессионально "заточенные" под данное направление. В процессе работы с врачами и пациентами медицинские менеджеры должны учитывать множество нюансов, отмечает Елена Давидоф, от разницы менталитетов до вопросов финансового обеспечения.

"Медицина в Германии ориентирована на немецких кассовых пациентов, за которых немецкие больничные кассы гарантировано платят, и врачу в голову не придет спросить, есть ли у пациента деньги, чтобы оплатить ту или иную процедуру. Значит, менеджер должен позаботиться о том, чтобы сумма внесенного депозита покрыла затраты на лечение. Он должен скоординировать программу таким образом, чтобы за короткий период поездки организовать обследование у разных врачей, досконально просчитать стоимость лечения, проследить, чтобы после возвращения домой пациент получил все выписки или даже лекарства. Это тяжелая работа, которая требует профессиональных навыков", - констатирует эксперт. 

Тонкие нюансы могут остаться вне поля зрения сотрудников турфирм, которые занимаются несколькими направлениями туризма. Участники рынка приводят в пример случаи, когда казахстанским пациентам под видом инновационных разработок предлагали традиционные лечебные методики, давно и успешно применяемые в том числе и в Казахстане, отправляли на лечение в клиники иного профиля, чем требовалось конкретно взятому пациенту. Решить проблему подготовки квалифицированных кадров для сектора медицинского туризма в КТА планируют силами специальной школы по подготовке сотрудников туристских компаний.

Еще один механизм, который в последние годы получил достаточно активное развитие, предполагает открытие в Казахстане клиник – партнеров зарубежных лечебных учреждений. В этом случае потенциальный пациент будет иметь дело с профессиональными медиками не только за границей, но и "на берегу", еще дома пройдя первичное обследование и получив консультации как казахстанских специалистов, так и зарубежных докторов – в онлайн-режиме.

"Такой подход дает людям возможность ехать не лечение подготовленными, зная, какие исследования уже проведены, какие надо будет пройти за границей, более предметно сориентироваться в отношении расценок. Кроме того, если на лечение за рубеж выезжают люди, у которых есть действительно серьезные проблемы со здоровьем, онкологические больные, пациенты, которым нужна операция, то медицинское наблюдение им нужно не только во время пребывания за границей, но и по возвращении домой, и врачи партнерских клиник могут вести наблюдение на квалифицированном уровне", - говорит Вячеслав Шин из клиники "Седжон-Евразия".

Еще один аспект индустрии медицинского туризма связан с возможностью принимать на лечение в казахстанских клиниках граждан других государств. За последние годы в РК появились современные клиники, специализирующиеся, например, на лечении сердечно-сосудистых заболеваний; по словам Рашиды Шайкеновой, среди иностранных гостей востребованы стоматологические услуги. Возможно, более широкое распространение привлечение зарубежных пациентов получит по мере расширения перечня стран, гражданам которых доступен безвизовый въезд в РК, а также развития туристского менеджмента, ориентированного на прием иностранных пациентов – подготовку англоговорящих специалистов, знакомых с медицинской спецификой, проработку англоязычных версий сайтов клиник.

Юлия Кузнецова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться