Девальвация подарила стране больше дорог

Падение тенге позволило сэкономить четверть выданного Всемирным банком займа на строительство дороги Западная Европа – Западный Китай.

20 Апреля 2018 08:33 Автор: Майра Медеубаева
Девальвация подарила стране больше дорог, дороги, строительство, Ремонт, комитет автомобильных дорог, Всемирный банк, «Западная Европа-Западный Китай», НК «КазАвтоЖол», «Нұрлы жол»

Всемирный банк (ВБ) совместно с правительством Казахстана принял решение перераспределить часть кредитных ресурсов в размере 800 млн долларов на строительство нескольких участков автодорог протяженностью 553 км. Об этом abctv.kz сообщили в казахстанском представительстве самой международной финансовой организации.

Средства, как пояснили во Всемирном банке, образовались в результате экономии в ходе строительства и реконструкции отдельных участков дорог проекта «Западная Европа – Западный Китай» (ЗЕ-ЗК). Напомним, общий размер займа, выданного Всемирным банком на реализацию двух проектов, составил 3,1 млрд долларов. Следовательно, экономия составила более 25%. Причина экономии – серия девальваций тенге, а также грамотное финансовое управление, отметили в ВБ.

Изначально на часть займа в размере 2,1 млрд долларов предполагалось построить участок ЗЕ-ЗК протяженностью 1230 км, проходящий по территории Алматинской, Южно-Казахстанской и Кызылординской областей. Строительство начато в 2009 году и завершено в 2017-м.

Проект включал реконструкцию и модернизацию участка дороги, проходящей по территории Кызылординской области – 788 км двухполосной дороги на северной части и четырехполосной к югу от Кызылорды; 273 км участка четырехполосной дороги, проходящей по территории ЮКО, 80 км четырехполосной дороги в Алматинской области; реконструкцию на дополнительных участках четырехполосной магистрали протяженностью 80 км к востоку от Шымкента – обход п. Темирлан и 50 км участка в Кызылорде.

Еще 1 млрд долларов ВБ выделял на модернизацию участка дороги между Алматы и Хоргосом (основной автодорожный пограничный пункт между Казахстаном и Китаем) протяженностью 305 км. Реализация проекта завершала ключевой участок транзитного коридора ЗЕ-ЗК, увеличив поток товарооборота.

Сэкономленные кредитные ресурсы планируется направить на строительство следующих участков: Балхаш – Бурылбайтал (четырехполосный участок 297 км), Тогыз – Курты (80 км), Отар – Узынагаш (96 км), сообщили abctv.kz во Всемирном банке. Новая порция финансирования на строительство дорог открылась со стороны китайского Эксимбанка.

Во вторник, 17 апреля, АО «НК «КазАвтоЖол» (национальный оператор автодорог республиканского значения) сообщило о получении двух займов от Эксимбанка Китая на строительство и реконструкцию автодорог протяженностью свыше 680 км на сумму 687 млн долларов, обнаружил abctv.kz на сайте депозитария финансовой отчетности (ДФО) Министерства финансов РК. Средняя стоимость 1 км, исходя из заявленных цифр, составит 377 млн тенге.

Средства предназначены на реконструкцию участков дорог Мерке – Бурылбайтал (266 км, 253 млн долларов) и Калбатау – Майкапшагай (415 км, 434 млн долларов), прокомментировали abctv.kz в самой нацкомпании.

Согласно условиям займа, «КазАвтоЖол» получил от Эксимбанка Китая аванс в размере 20%, или 50,6 млн долларов, на реконструкцию автомобильной дороги республиканского значения Мерке – Бурылбайтал и 86,8 млн долларов на участок дороги Калбатау – Майкапшагай, между 906-м и 1321-м км. Займы, о чем свидетельствуют официальные документы, обеспечены гарантией правительства Казахстана.

На каждом участке будет по два подрядчика с казахстанской и китайской стороны, следует из предоставленной abctv.kz информации со стороны «КазАвтоЖола». В частности, по отрезку Мерке – Бурылбайтал из 266 км возводимого дорожного полотна казахстанская компания построит 146 км, остальное (120 км) – китайская сторона. Подрядчиками на участке определены ТОО «АБК-Автодор НС» и китайская «Синь Синь».

На участке Калбатау – Майкапшагай протяженностью 415 км 231 км будет строить китайская «Синь Синь»; подрядчиком остальной части дороги длиной 184 км стало СП «КазГерСтрой».

Примечательно что строительство обоих участков, по данным «КазАвтоЖола», обойдется в 101,8 млрд (Мерке – Бурылбайтал) и 159 млрд (Калбатау – Майкапшагай) тенге соответственно. Однако, судя по предоставленным нацкомпаниям данным в ДФО, займы номинированы в долларах, а обменный курс при заявленном бюджете строительства в тенге составляет 402,3 и 366,4 KZT/USD соответственно.

Стоит подчеркнуть, что на сегодня до сих пор не разрешена проблема дискриминации отечественных компаний в части возможности заключать контракты в иностранной валюте, что дает иностранным конкурентам демпинговать и быть защищенными от валютного риска, писал ранее abctv.kz.

Займы и строительство дорог со стороны «КазАвтоЖола» осуществляются в рамках инфраструктурной программы «Нұрлы жол». За счет заемных средств Эксимбанка Китая планируется реализовать четыре проекта по реконструкции и строительству автомобильных дорог республиканского значения на участках: Талдыкорган – Калбатау – Усть-Каменогорск, Мерке – Бурылбайтал, Калбатау – Майкапшагай, Юго-Западный обход г. Астаны.

Общая протяженность трасс составит 1445 км, отметили в нацкомпании. Для осуществления подрядных работ привлечены две китайские и четыре казахстанские компании: «К-Дорстрой», СП «КазГерСтрой», ТОО Todini Central Asia, «АБК-Автодор НС». В настоящее время подрядными организациями ведутся мобилизационные работы, строительство производственных баз. Завершение строительства намечено на 2020-2022 годы. Казахстанское содержание в этих проектах составит не менее 95%.

Майра Медеубаева