Доллар против планов Нацбанка

Татьяна Батищева Татьяна Батищева
7462

Валютные риски могут помешать восстановить банковское кредитование.

Доллар против планов Нацбанка Фото: liter.kz

О том, что инструменты с фиксированной доходностью становятся популярными, свидетельствует рост объема торгов корпоративными облигациями. За прошедшее первое полугодие объем торгов достиг 420,3 млрд тенге и вырос относительно сопоставимого периода 2017 года в 4,2 раза.

Результат интересен тем, что объем торгуемого долга снижается за счет погашения эмитентами своих облигаций. С начала года капитализация рынка облигаций снизилась на 8,1%, на 716,5 млрд тенге, достигнув 8,1 трлн тенге. Нацкомпания "КазМунайГаз" досрочно погасила четыре международных выпуска, воспользовавшись благоприятной ситуацией, связанной с падением доходностей на финансовом рынке.

Дело в том, что безрисковая кривая доходности, которую формируют выпуски госбумаг, начинает приобретать классический вид, когда более короткие по сроку бумаги имеют меньшую доходность, чем длинные. До этого кривая доходности была инверсированной. Сейчас же безрисковая кривая больше похожа на прямую с доходностью в 8,5%. Именно с такой доходностью сейчас можно зайти в бумаги Минфина срочностью 10-15 лет, что является весьма привлекательным для инвесторов, которые начинают обращать более пристальное внимание на госбумаги.

На горизонте ближайших двух-трех лет ставки по депозитам и по коротким бумагам могут оказаться на уровне в 6%, тогда как бумаги Минфина позволяют зафиксировать доходность в 8,5% на срок 10-15 лет. Поскольку квазигосударственные компании имеют статус первоклассных заемщиков, падение ставок позволяет им выгодно рефинансировать долги по нижней границе безрисковой ставки. И этой возможностью компании грамотно пользуются.

Основной объем размещений сделал квазигосударственный холдинг "КазАгро". Из 177 млрд тенге, которые разместили за шесть месяцев на KASE семь компаний, что выше в 2,2 раза относительно аналогичного периода прошлого года, 120 млрд тенге привлек как раз холдинг "КазАгро". Компания привлекла деньги на 10 лет под 9,5% годовых. Остальные размещения оказались более мелкими, однако имели рыночный характер. Ставки привлечения для реального сектора падают, и компании более активно выходят на долговой рынок через выпуск облигаций, это стало позитивным трендом 2018 года.

Вторичный рынок облигаций был представлен единичными крупными сделками, которые были специфичны по своим историям. Прирост вторичного рынка сложно назвать рыночным трейдингом, поскольку в основном сделки связаны с поддержкой ликвидности и другими причинами. Более половины оборота вторичного рынка пришлось на облигации "Самрук-Казына".

Нацбанк опередил Минфин

В отличие от корпоративных облигаций рынок госдолга рос по всем направлениям. Капитализация рынка по номиналу выросла с начала года на 711,5 млрд тенге (7,2%), до 10,6 трлн тенге, а объем торгов увеличился на 44,7% (год к году) и составил 633,1 млрд тенге.

Примечательно, что в отличие от прошлого периода более высокими темпами растет не первичный, а вторичный рынок госбумаг, который увеличился в 3,3 раза, с 97,2 млрд до 321 млрд тенге (год к году). Бесспорно, на первичный рынок повлияло временное отсутствие на рынке Минфина. С конца января до начала апреля Минфин держал паузу в размещениях, которая должна была в будущем резко простимулировать инвесторский спрос. Поэтому в первом полугодии 2018 года объем торгов на первичном рынке снизился на 8,3% (на 28,2 млрд тенге), до 312,1 млрд тенге, относительно соответствующего периода 2017 года. Однако, судя по всему, инвесторы долги Минфина заместили короткими нотами Нацбанка, которые формировали 69,7 % общего оборота торгов вторичного рынка.

По мнению заместителя председателя правления Казахстанской фондовой биржи (KASE) Андрея Цалюка, живость вторичному рынку ГЦБ придала особая активность нерезидентов. Они заходили на первичный рынок нот и потом в связи с ростом курса доллара, предлагали ноты на вторичном рынке, которые покупали отечественные инвесторы.

Банки второго уровня, всегда активные на первичном рынке госбумаг, в первом полугодии играли там более чем скромную роль. На их долю пришлось 2,9% размещений, тогда как на вторичном рынке банки забрали себе основной объем в 67,4%. Первичный рынок госбумаг достался прочим институциональным инвесторам (прежде всего страховым организациям), которые привлекли на себя 81% объема. Еще 16,1% ГЦБ купили прочие юридические лица, размещающие на бирже свободную тенговую ликвидность. Примечательно, что на вторичном рынке ГЦБ институциональные инвесторы получили лишь 20,6% объема, юридические лица – 10,1%, на долю физических лиц пришлось 0,6%. Участие нерезидентов оценивается в 2,1%.

Нерезиденты голосуют валютой

Рынок нот оказал свое влияние и на курс тенге/доллар. И хотя эксперты уточняют, что ослабление тенге предваряют более серьезные причины, ноты все же внесли свой вклад. В частности, аналитики компании Halyk Finance в "Макроэкономическом отчете за II квартал", опубликованном 10 июля, полагают, что стабилизация курса доллара на уровне около 330 тенге после санкций сменилась постепенным ослаблением тенге до 341 в июне.

"Одним из факторов, повлиявших на обесценение тенге, на наш взгляд, могло стать уменьшение нерезидентов среди держателей ГЦБ (в основном нот Нацбанка) в июле сразу на 213 млрд тенге по сравнению с апрелем", – говорится в отчете. – На рынке сохраняется избыточная ликвидность, которую регулятор отчасти нейтрализует выпуском нот. Объем изъятий остается на высоком уровне (валовое изъятие – около 4,6 трлн тенге или 34% от кредитного портфеля БВУ), хотя эффективная ставка доходности нот с начала года понизилась на 0,42 процентных пункта, до 8,73% на начало июня".

"Иностранные инвесторы, которые заходили в основном на ноты Нацбанка при абсолютно стабильном и даже укрепляющемся тенге, сейчас под влиянием антироссийских санкций и под влиянием повышения ставок ФРС стали возвращать свои активы на родину, поэтому мы видим дополнительно давление на курс тенге к доллару, – в свою очередь говорит Андрей Цалюк. – Я не скажу, что это определяющий фактор, но по некоторым косвенным признакам мы можем судить, что такой итог все-таки имел место в какой-то степени".

Сейчас на денежном рынке присутствует избыточная ликвидность, которая выражается в сокращении объемов торгов на рынке денег и на снижении его индексов. Кроме того, на KASE есть семь рынков репо, на которых инвесторы могут заключать сделки с разными базовыми активами. Возможность инвесторов выбирать для себя рынок репо мало стимулирует их спрос на новые тенговые выпуски Минфина. Сейчас на рынке максимальный спрос на валютные бонды первоклассных заемщиков.

Ситуацию чувствует Нацбанк, который придержал в последнее время выпуск нот, и тем самым снизил стерилизацию рынка денег, вновь показав желание выпихнуть "излишнюю" массу денег на рынок кредитования.

Вместе с тем, новая реальность на валютном рынке может помешать планам регулятора. Стабилизация курса тенге к доллару, когда последний в течение двух прошедших недель "болтался" на отметке в 342 тенге, сменилась волатильностью. За последнюю неделю, доллар вырос с 342,2 до 346,7 тенге. Ослабление национальной валюты может спровоцировать новую волну распродажи нот иностранными инвесторами. Объемы с радостью будут скуплены местными инвесторами, прежде всего банками. А значит, ренессанс кредитного рынка будет отложен до лучших времен.

Однако эксперты, опрошенные аналитиками Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) ожидают, что тенге отыграет часть позиций у доллара к концу месяца. В свою очередь, по оценке Halyk Finance, к концу года инфляция составит около 6,5%:

"Мы ожидаем, что Нацбанк продолжит придерживаться более активной политики смягчения денежных условий на рынке, начатой в начале года, и полагаем, что базовая ставка продолжит снижение в 2018 году до 8,5%".

При таком благоприятном исходе, у регулятора остаются шансы сдвинуть с места кредитный рынок.

Татьяна Батищева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться