Дорожные долгострои переполняют чашу терпения

Мажилисмены назвали проблемные объекты и предложили ужесточить наказание за срыв сроков строительства и реконструкции автодорог.

11 Сентября 2018 07:02 Автор: Карина Алимова
Дорожные долгострои переполняют чашу терпения, дороги, Ремонт дорог, Инфраструктура, МИР РК
Фото: express-k.kz

Срывы и неоднократные корректировки ранее установленных сроков реализации автодорожных проектов уже приобрели хронический характер и едва ли не повсеместный масштаб. На фоне участившихся коррупционных нарушений в отрасли ответственность за дорожные долгострои необходимо ужесточить. Такое предложение на правительственном часе в мажилисе Парламента сделал председатель комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса Парламента РК Нуртай Сабильянов.

Антирекорд по затягиванию сроков сдачи дорожных объектов бьёт трасса Таскескен – Бакты в Восточно-Казахстанской области, которую строят на протяжении 10 лет.

«Это автодорога республиканского значения протяжённостью 187 километров, по которой осталось достроить 20 километров. Дорога создает трудности желающим отдыхать на Алаколе», – отметил мажилисмен Нуртай Сабильянов.

На три года опаздывают с реконструкцией автомагистрали Алматы – Талдыкорган. Дорога длиной 245 километров строится уже шесть лет. Фактическое завершение проекта ожидается к концу 2018 года.

В числе долгостроев также трасса Астана – Павлодар. Дорогу протяжённостью 441 км планировалось завершить еще в 2016 году. Однако из-за неоднократных срывов и переноса сроков ввода в эксплуатацию движение по данному проекту открыто лишь на участке в 200 км.

«Оставшиеся 221 километр из-за проводимых строительных работ создают неудобство и аварийные ситуации для водителей и пассажиров. В целом эта дорога строится уже более пяти лет», – констатировал парламентарий.

К сроку не была завершена намеченная на 2016 год реконструкция отдельных участков между городами Шымкентом и Таразом международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай». К одному из проблемных участков направления Центр – Запад, Атырау – Астрахань, ещё и не приступали. Имеются проблемы и на трассе из Атырау в Актобе.

«Таким образом, несмотря на то, что при разработке госпрограммы «Нурлы жер» все проекты тщательно просчитывались экспертами, проблема срыва сроков реализации программы приобрела системный характер и ежегодно требует дополнительных бюджетных средств. Вызывают также тревогу шесть зарегистрированных в 2017-2018 годах уголовных правонарушений, совершённых при строительстве и ремонте автодорог. Поэтому на разных уровнях исполнителей надо ужесточить ответственность за срыв сроков сдачи объектов по программе», – предложил мажилисмен.

Указали в Парламенте и на дороги, нуждающиеся в неотложной починке. Так, обновления асфальтового покрытия требует 60-километровый участок дороги Тарбагатай – Кызыл Кесик. Средний ремонт необходим на дороге Аягоз – Малгельды и на трассе республиканского значения Богас – Караганда. Капитальный ремонт нужно провести на магистрали Кызылорда – Жезказган, реконструкцию участков на дорожной ветке Караганда – Балхаш.

Вопросы имеются также к качеству уже проложенных автомобильных дорог. В индексе «Качество дорог» Глобального рейтинга конкурентоспособности в 2017 году Казахстан занял 115-е место, ухудшив свои позиции по сравнению с предыдущим годом на восемь пунктов.

«В 2016 году при проведении среднего ремонта участка Тарбагатай – Аягоз республиканской дороги Богас – Караганда было задействовано несколько подрядчиков, каждый из которых по-своему укладывал асфальт. В итоге трасса построена некачественно и уже разрушается. Возникают вопросы: где результаты системы пятиступенчатого контроля за качеством дорожно-строительных работ? Где исполнение подрядчиками гарантий на устранение появившихся дефектов?» – задался вопросами мажилисмен.

К действенным мерам депутаты призывают и в сфере эксплуатации и содержании дорог. На сегодня отмечается прогрессирующая потеря несущей способности дорожных покрытий. Протяжённость дорог общего пользования, требующих капитального и среднего ремонта, в стране превышает 30 тысяч километров.

К преждевременному разрушению полотна сказывается и неведение измерительных устройств весогабаритных параметров на автомагистралях. За два последних года в республике зарегистрировано 23145 административных правонарушений за превышение весовых и габаритных параметров грузовых автотранспортных средств.

Карина Алимова