ЕЭК припомнит требования к автосборке

Производители готовятся к новым требованиям ЕАЭС по локализации.

12 Мая 2018 08:00 Автор: Артур Мискарян
ЕЭК припомнит требования к автосборке, автомобильная промышленность, Таможенный союз, локализация, ЕАЭС  , производство , автокомпоненты, ВТО , КазАвтоПром, АКАБ

С 1 июля текущего года вступает в силу одно из условий решения Высшего евразийского экономического совета № 72 «Об условиях применения понятия «промышленная сборка моторных транспортных средств» на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства». По документу, установленный с 1 июля 2018 года уровень локализации производства моторных транспортных средств – не менее 50%.

В Евразийской экономической комиссии полагают, что сборка автомобилей в разных странах объединения на разных условиях приводит к неравной конкуренции на общем рынке. Пока (до 1 июля) на общем рынке ЕАЭС могут свободно обращаться автомобили, степень локализации сборки которых достигает 30%.

«По факту степень локализации на отечественных автозаводах мало кому известна», – говорит председатель правления Союза независимого автобизнеса Казахстана Тимур Жаркенов.

Решение Высшего евразийского экономического совета подразумевает, что доступ автомобилей со степенью локализации менее 50% на рынок ЕАЭС будет закрыт.

«Данное требование распространяется только на транспортные средства, произведенные в рамках промышленной сборки и отправляемые на экспорт в страны – члены ЕАЭС. Таким образом, данное решение на продажи отечественных транспортных средств внутри Казахстана не повлияют», – уточняют в АКАБ.

Собранный на территории страны ЕАЭС автомобиль с локализацией менее 50% может обращаться только внутри этой страны, его продажа на территории другой страны объединения будет запрещена, пояснили в отраслевой ассоциации «КазАвтоПром».

«Если не будет локализации, будут проблемы, действительно. Производители планируют и говорят, что локализация будет. На деле с этим сложности. Они хотят поднять степень локализации, например, за счет покраски кузова. Действительно, это крупная деталь с высокой стоимостью, но основная ценность автомобиля не в «покрасить кузов, прикрутить колёса». Пока говорить о должном уровне локализации рано», – комментирует Тимур Жаркенов.

«В таких соглашениях предусматривается план-график освоения технологических операций по сварке и покраске кузова, а также по исполнению требований по локализации. Необходимо отметить, что на сегодняшний день всеми предприятиями, заключившими соглашения о промышленной сборке, такой план-график исполняется в срок», – рассказали в АКАБ.

Большинство предприятий освоили промышленную сборку, то есть технологические операции по сварке, окраске и сборке кузовов.

Локализация автомобильного производства, согласно регламенту, подразделяется на два вида – локализацию процесса и локализацию компонентов. Например, процесс – это окраска и сборка рамы, сборка и сварка деталей. Компоненты – аккумуляторы, шины, диски и так далее.

«Подразумевается доля комплектующих не только отечественного производства, но и производства стран ТС. Внутри страны устанавливаются свои требования по локализации и уровню технологической переработки. Если взять автомобили марки Lada, то они имеют высокую локализацию не внутри страны, а внутри союза. Этот показатель составляет более 90%. Примерно такой же уровень локализации имеют автомобили KIA, Skoda и Renault. Когда будет создан завод полного цикла, где разместятся мощности сварки, окраски и сборки автомобилей, локализация внутри Казахстана будет составлять более 50 процентов», – рассказал президент АО «Азия Авто» Ерик Сагымбаев.

Согласно техническому регламенту, для повышения степени локализации автопроизводитель может задействовать поставщиков из стран ЕАЭС. Например, степень локализации автомобиля, собираемого на заводе в России, можно повысить, устанавливая на него аккумулятор, произведенный в Казахстане. Специалисты, работающие на отечественных автосборочных предприятиях, полагают, что глубокая локализация невозможна без развития локальных поставщиков. Требования решения № 72 не повлияют на изменение модельного ряда, уточняют в АКАБ. Такие изменения по-прежнему будут проводиться в зависимости от договоренностей отечественных производителей с иностранными партнерами.

«Я изучал документы, регулирующие этот вопрос на территории ЕАЭС. С нашей стороны не было системной работы, в результате российские производители оказались в выигрышном положении», – заключил Тимур Жаркенов.

Артур Мискарян