Эффект присутствия

Видеоселфи, автомат Калашникова из туалетной бумаги, картина из кассовых чеков и другие странные артефакты современного искусства – выставка Osyndamyz открылась в Астане.

04 Июня 2018 16:32 Автор: Влада Гук
Эффект присутствия, арт-интервенции, Osyndamyz, Искусство, современное искусство, Artcom
Фото: Влада Гук

Osyndamyz (We are here) – это обещанное продолжение арт-интервенций – вторжений в городскую среду, которые устраивает в Астане коммуникационная творческая платформа Artcom.

В проекте заявлено около двадцати участников: это и знаменитости – Алмагуль Менлибаева, Асхат Ахмедьяров, Бахыт Бубиканова, и молодые художники, причем некоторые из них еще студенты.

По словам куратора выставки Айгерим Капар, всех их объединяет одно арт-сообщество, сложившееся в Астане. Хотя не все его участники из Астаны, но понятие «из Астаны» само по себе крайне условное.

«Osyndamyz в переводе означает «мы здесь». Этой выставкой мы хотим объявить о своем присутствии. Мы продолжаем линию приближения, одомашнивания, обживания города, для того чтобы, возможно, его изменить. Ведь изменить можно только то, чем обладаешь, – говорит Айгерим. – Город – это в первую очередь люди. Мы формируем город, а город потом формирует нас, мы чувствуем его влияние каждый день. Изменяя пространство, мы можем менять нашу жизнь к лучшему».

Предыдущая выставка по следам интервенций платформы Artcom прошла в Национальном музее, а выставка Osyndamyz открылась в кофейне Pavilion Art&Food.

«Мы отходим от музеев и галерей и внедряемся в повседневную жизнь. Это продолжение интервенции, – объясняет выбор места куратор выставки. – В Астане люди очень заняты работой, а галереи и музеи работают до шести, до семи, люди просто не успевают туда попасть. Другое дело – кафе, в такие места астанчане любят ходить. У этой кофейни есть бренд-менеджер, которая делала маркетинговое исследование, чего не хватает астанчанам. И все как один говорили о том, что в Астане не хватает культурных мест. Поэтому они выбрали для себя концепцию «искусство и еда» и вышли на Artcom. Нам показалось интересным сделать совместный эксперимент. Тем более что в Казахстане развивается креативная экономика, а искусство и бизнес на самом деле взаимосвязаны».

Интересно, что приютившее художников заведение расположено в новом жилом квартале рядом с Экспо. Этот район сейчас выглядит пустоватым, как локация в компьютерной игре: бросается в глаза контраст между тем, как мало людей на улицах, и концентрацией здесь баров, кафе, ресторанов и прочих подобных мест. Часть из них открылись в расчете на посетителей Экспо, другие – «на перспективу». Вполне понятно, что они стремятся стать концептуальными и ищут какие-то специальные средства привлечения публики. По словам Айгерим Капар, кофейня отчасти спонсировала производство работ для выставки.

Выставка Osyndamyz заявлена как междисциплинарная: открытие сопровождалось музыкальным перформансом, поэтическим перформансом и даже фуд-перформансом. В самой экспозиции тоже много причудливого: видео-арт, фото-арт, инсталляции, коллажи и так далее.

Первая инсталляция подстерегает посетителей прямо в дверях. Более того, посетитель в ней запутывается. В «предбаннике» заведения с потолка свешиваются полосы белой ткани; каждый раз, когда дверь открывается, их треплет ветер. И ветер этот не простой, а символический.

«Моя работа – о характере Астаны, – объясняет автор Айгерим Оспанова. – Я назвала ее «Асау» (строптивая, необузданная. – Корр.). Для меня Астана – как девушка со строптивым характером. Это когда ветер воет, вжух! – и на голове уже нет прически. Когда зимой минус 35, а в конце мая то плюс 29, то минус 2. Она с характером, Астана, но она добрая, она принимает людей. Вот об этом моя работа».

С опытом жизни в Астане связаны многие из выставленных работ. К примеру, художница Бахыт Бубиканова, которая иногда выступает как настоящая панк-дива казахстанской арт-сцены, сделала завораживающий видео-арт – она назвала это видеоселфи «Астана астанасы». На большом экране транслируется нон-стоп, как Бахыт клеит себе всё новые и новые накладные ресницы, похожие на гусениц: на глаза, на лоб, на щеки, под нос, на шею... И делается при этом всё счастливее и счастливее.

Автор говорит, что обратила внимание на нарощенные ресницы и ногти девушек в Астане:

«Это особенно распространено среди приезжих, похоже на какой-то код или фейс-контроль, без которого тебя будто куда-то не пустят, не примут», – объясняет Бахыт.

Молодой художник Асхат Орынбасаров, для которого эта выставка дебютная, только что закончил в Астане вуз, а вообще он из Актау. Его работа называется «Время – деньги», и материалом послужили чеки: из магазинов, автобусов, банкоматов.

«Почти вся работа состоит из моих чеков, собранных примерно за полгода, хотя потом пришлось и чужих добавить, – рассказывает Асхат. – Все началось с того, что я начал задумываться, куда уходят мои деньги. Потом чеки собрались, и я понял, что вся жизнь проходит в этой суматохе и нет времени на творчество. Здесь жизнь приезжего в Астане».

Автор говорит, что в его коллаже есть и счета из кафе, но, на первый взгляд, преобладают автобусные билеты и банковские чеки за оплату коммунальных услуг.

«Похоже, вы особо не шикуете!» – «Да! Это жизнь рядового художника».

На выставке можно увидеть очередные результаты исследования художницы и искусствоведа Айгерим Мажитханкызы, которая продолжает собирать мнения горожан по поводу уличной скульптуры в Астане. Саму Айгерим художественный уровень большинства этих скульптур приводит в отчаяние, а респондентам, обычным прохожим, они чаще нравятся. Проект «Образы столицы» продолжается с 2015 года. На этот раз на вопросы ответили студенты Айгерим Мажитханкызы, которые оценивают уличную скульптуру с профессиональной точки зрения.

Помещение небольшое, поэтому плотность экспозиции высока: экспонаты везде – на стенах и дверях, в окнах, на барной стойке, в лестничном пролете. И даже в туалетах – инсталляции. Художник Асхат Ахмедьяров сделал из туалетной бумаги макет автомата Калашникова. Работа называется «Сбор подписей» и направлена против насилия. По замыслу автора бумагу можно использовать по назначению, потому что оружие насилия заслуживает, чтобы его спустили в канализацию.

В целом, выставка Osyndamyz производит впечатление действительно громкого заявления – столько в ней «художественного жеста», эпатажа, феерии и даже аттракциона. Но есть вещи и негромкие, но глубокие, например тонкая и ни на что не похожая графика Сырлыбека Бекботаева.

Выставка продлится до 29 июня, вход свободный – не пропустите.

Влада Гук

Фото автора