banner

Есть ли жизнь для энергосервисных компаний в казахстанском ЖКХ?

5048

Есть ли жизнь для энергосервисных компаний в казахстанском ЖКХ?

Энергосервисные компании неохотно идут в казахстанский сектор ЖКХ из-за разницы в стоимости их услуг и тарифов, которая не позволяет отбивать инвестиции, уверены в USAID.

Разговоры о необходимости привлечения в республику энергосервисных компаний для развертывания в Казахстане масштабной работы по энергосбережению ведутся давно, однако пока все это остается в области разговоров. Очередной виток этих разговоров состоялся в среду, в ходе международной конференции "Зеленый мост – мост к зеленым технологиям, инновациям и доступной энергии", когда первый вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау напомнил, что в стране практически с нуля создан институт энергоаудиторов, разработано порядка двух тысяч планов энергосбережения различных предприятий. И теперь в работе по энергосбережению наступает новый этап – привлечения энергосервисных компаний, которые помогут эти планы сделать реальностью.
"Схема проста – мы имеем уже планы энергосбережения компаний, и энергосервисная компания заходит туда со своими технологиями, а возврат инвестиций осуществляется через реально сэкономленные средства", - пояснил Альберт Рау. Однако эту кажущуюся простоту опроверг руководитель проекта USAID "Казахстанская программа по сдерживанию изменения климата" Алексей Санковский. По крайней мере, в той ее части, которая касается жилищно-коммунального хозяйства. "Стоимость любого практически оборудования в секторе энергосбережения в Казахстане выше, чем в США или в Европе, или в Японии, потому что оно на 99 % - импортное, - утверждает Алексей Санковский. - Оно завозится либо из России, либо из Китая, либо из Японии, либо из Европы, но стоимость того же оборудования здесь выше, чем, скажем, в Германии в пересчете на эквивалент в валюте. Это факт – можно зайти в магазин и посмотреть, причем никаких скидок нет на энергосберегающее оборудование. А тарифы, в том числе для ЖКХ, ниже", - констатировал он.
Поэтому, по мнению эксперта, все проекты, которые могут успешно работать в жилом секторе Германии, Японии или Кореи, в Казахстане "окупаться не будут просто потому, что существует дельта между высокой стоимостью инвестиций и низкой стоимостью тарифов". Этот комментарий относился к реплике первого вице-министра по инвестициям и развитию по поводу того, что в секторе энергосбережения Казахстан опирается на опыт Германии: по мнению Алексея Санковского, пока этот разрыв между дороговизной ввозимого оборудования и непривлекательностью тарифов не будет устранен "тем или иным образом" (а способов здесь два – либо поднимать тарифы, либо субсидировать затраты инвестора), иностранные инвесторы в сектор не пойдут. Можно, конечно, создавать собственные энергосервисные компании, но проблема убыточности бизнеса от этого никуда не исчезнет.
"Когда мы говорим об энергосервисе, все говорят – должны прийти компании, то есть таких компаний в самой стране не существует, - констатировал представитель проекта USAID. – У иностранных компаний, помимо озвученной проблемы с прибыльностью, есть определенные сложности с регистрацией, с адаптацией, с лицензированием – то есть если Казахстан хочет применять механизм энергосервиса, то нужно создавать свои родные энергосервисные компании, другого выхода нет. Естественно, эти компании должны обладать необходимыми знаниями и квалификацией", - подчеркнул он. При этом эксперт отметил, что в настоящее время существует большая проблема с тем, чтобы просчитать емкость рынка для такой компании.
"Производство любой технологии в Казахстане, увеличение казахстанского содержания требует рынка по этим технологиям. Если спрос ограничен десятками или даже сотнями образцов, ни один инвестор в это никогда вкладывать не будет ни копейки. Все это будет завозиться по импорту, это будет высокая стоимость - и проекты по энергоэффективности снова окупаться не будут за счет той дельты, о которой говорилось выше, - заявил Алексей Санковский. - Это относится не только к ЖКХ, это относится ко всем секторам. Если государство хочет развивать этот сектор, нужно обеспечить предсказуемость просто в ближайшие 10 лет. Если мы говорим об автоматизированных тепловых пунктах, то нужно определить емкость рынка и сказать: "Вот, ребята, десять тысяч единиц на рынок вы можете поставить: хотите, делайте фабрику, хотите – ограничьтесь центром производства, купив лицензию у кого-нибудь и стройте". Но, по крайней мере, будет понятно, за счет чего отдача пойдет".
С этой точки зрения, по его мнению, основным пилотным сектором для внедрения механизмов энергосбережения должен стать государственный сектор. "Промышленный сектор, частный сектор если захочет этим заниматься, будет делать это за свои деньги, - уверен Алексей Санковский. - Помогать ему особо на мой взгляд и не нужно, он сам справится, а что касается бюджетного сектора, то там нужно проводить интервенции. Нужно работать с комбанками, которые ничего сейчас не знают про это, но их нужно подталкивать. Прибыльность сектора ограничена, поэтому государство должно брать на себя в некоем роде гарантии возврата. В рамках ГЧП это предусмотрено, но на практике это, к сожалению, не апробировано, то есть мы сейчас говорим о двух-трех проектах, сейчас наша программа написала три концепции, пытаемся их согласовать в областных акиматах".
Еще одна проблема сектора связана с тем, что ответственные органы, которые сейчас пытаются создать в республике центр зеленых технологий, по мнению представителя USAID, сами не представляют, что должен подразумевать под собой процесс передачи тех или иных технологий в реальный сектор. "Когда я слышу – "передача", я не понимаю, что это такое, - заметил Алексей Санковский. - Я понимаю: пришли в магазин, купили, понимаю, когда вы купили патент. То есть все это должно конкретизироваться в каких-то ощутимых вещах, иначе это будут бесконечные разговоры о передаче технологий. Поэтому роль центра или хаба, который должен быть создан, она, прежде всего, должна быть в том, что технологию можно коммерциализировать. То есть те технологии, которые реально работают в Казахстане, уже они на пилотных проектах отработаны, должны коммерциализироваться".
В связи с этим эксперт напомнил, что в советские времена в Москве функционировала Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ), на которой "все выглядело красиво, но отъедешь от нее на два километра – нет уже этих достижений народного хозяйства". "То же самое - этот центр: он будет хорош, если он будет давать акиматам, малому и среднему бизнесу, сектору многоквартирных домов реальные инструменты – когда они могут эти инструменты не только увидеть, пощупать руками, но и могут привезти их к себе в регион, в город и там ее внедрить реально. Не в одном доме и не в одной школе, а в десятках и тысячах домов и школ. Вот это называется передачей технологий, все остальное, к сожалению, лишь подготовительные шаги", - констатировал эксперт.

Игорь Воротной, Астана

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться