Фискальной дубинкой не обелить экономику

Вывод бизнеса из тени требует больше административных мер – мнение.

18 Мая 2018 07:05 Автор: Майра Медеубаева
Фискальной дубинкой не обелить экономику, Галим Хусаинов , экономика, теневая экономика, АЭФ, МСБ, Налоги

Весомая часть экономики Казахстана находится в тени. По расчетам самого правительства, около четверти (25%), тогда как Международный валютный фонд дает не менее трети (33%), заявили эксперты круглого стола «Налоговая и бюджетная политика в условиях глобальных экономических вызовов» в рамках XI Астанинского экономического форума (АЭФ-2018). Как вывести бизнес из тени, в ходе блиц-интервью в кулуарах форума рассказал abctv.kz председатель правления АО «Банк «ЦентрКредит» Галим Хусаинов.

 Галим Абильжанович, на Ваш взгляд, является ли нахождение весомой доли экономики Казахстана в тени следствием высокой налоговой нагрузки? И, как следствие, насколько действенен фискальный рычаг для решения проблемы?

– Вывод МСБ из теневой экономики требует больше административных мер, нежели фискальных. Это упрощение налогового администрирования, уплаты налогов, предоставление различных стимулов, но не в виде уменьшения налогов, у нас, в принципе, ставки для МСБ достаточно низкие.

Весь вопрос в правильном администрировании через упрощение сборов и расчетов. Часто представители МСБ не имеют достаточно высокой квалификации для заполнения налоговой декларации. Культура заполнения требует времени и образования. Не каждый может позволить себе бухгалтера, им легче не платить налоги, чем делать то, чего они не знают и не умеют.

 Министерство национальной экономики заявляло, что, возможно, в Казахстане будет введен прогрессивный налог. Что Вы думаете по этому поводу?

– У нас принята политика, что система прогрессивного налогообложения коррелирует именно как фискальная мера, то есть увеличение поступлений в бюджет. На самом деле прогрессивная система налогообложения в первую очередь призвана для стимулирования спроса, но она должна, соответственно, балансировать с предоставлением достаточно больших вычетов и необлагаемого дохода.

Когда происходит такая вещь – низкооплачиваемое население получает низкую налоговую ставку с достаточно высокими вычетами, люди с хорошим доходом получают высокую ставку.

В ситуации, когда люди получают высокую процентную ставку по налогам и при этом у них есть возможность получить вычеты по налоговой базе за счет расходов, будет стимулировать расходы данного слоя населения и тем самым положительно скажется на потребительском спросе и экономическом росте. На мой взгляд, с этой позиции надо смотреть на прогрессивную систему налогообложения.

 На АЭФ отдельные эксперты упомянули о том, что в Узбекистане взят курс на новую налоговую политику, которая в идеале станет более благоприятной, чем в Казахстане, и повлияет на потоки инвестиций. Вы согласны с этим мнением?

– В Казахстане вводили беспрецедентные налоговые льготы для инвесторов, обнуляли практически все, при этом мы не наблюдаем большого притока инвесторов в Казахстан. Инвесторов, использующих эти льготы, очень мало.

На самом деле вопрос не в налогах. У Казахстана достаточно низкие налоги по сравнению со многими странами. Примерно до таких же ставок опускает Узбекистан. Но это не ключевой фактор для принятия решения инвесторами при инвестировании в ту или другую страну.

Я не вижу больших угроз, если Узбекистан либерализует налоговую политику. Вопрос связан с институциональными вещами: у кого будет больше конкуренции, свободы, справедливые суды. Это будет влиять на приход инвесторов, а не налоговая политика.

Майра Медеубаева