Франшиза уходит из фастфуда и ритейла

В Казахстане спросом стали пользоваться франшизы в медицине, образовании и туризме.

10 Января 2018 14:16 Автор: Римма Гахова
Франшиза уходит из фастфуда и ритейла, Бекнур Кисиков, Франчайзинг, Франшиза, Фастфуд, Ритейл, Медицина, Образование, Туризм

По словам президента Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнура Кисикова, в 2017 году инвестиции шли в ранее непопулярные секторы франчайзинга. В топ-8 лидеров по продаже франшиз вошли компании «Поехали с нами», «Олимп», «Айкуне», Mail Boxes Etc, «Жас Кеменгер», Sabayon, «Крендель», «Инвитро», деятельность которых связана с медициной, туризмом, пищевой промышленностью. Ранее к этим сферам не проявляли особый интерес, в топе были в основном бренды фастфуда и ритейла. 

Топ-8 самых популярных франшиз в Казахстане

Источник: Казахстанская ассоциация франчайзинга (предварительные данные)

По мнению г-на Кисикова, после Carrefour и H&M появление в Казахстане мировых брендов в сфере ритейла и не следовало ждать. Тем более что у Carrefour был не очень хороший опыт в Казахстане. Французская сеть магазинов вышла на казахстанский рынок в феврале 2016 года, а в июле того же года вынуждена была свернуть свою деятельность. Что касается фастфуда, то в этой сфере брендом 2016 года был McDonald's. И, по мнению г-на Кисикова, приход каких-то других брендов быстрого питания не вызвал бы такой ажиотаж.

Зато в сфере услуг, общепита и здравоохранения в 2017 году появилось около шести российских брендов. Как объяснил г-н Кисиков, в силу политической ситуации российским компаниям стало трудно выходить на мировые рынки.

В 2017 году активно продавали свои франшизы в Казахстане украинские компании. Например, украинская сеть туристических агентств «Поехали с нами» в прошлом году продала в Казахстане 22 франшизы, в 2016 году – только одну.  По словам директора украинской сети Павла Нихамкина, есть несколько причин, по которым франшизы «Поехали с нами» стали пользоваться популярностью в Казахстане. Во-первых, компания открыла в республике свое турагентство в 2015 году, и все это время его представители наблюдали, как клиенты реагируют на предложения и туры.

Теперь этот опыт компания передает своим франчайзи. Во-вторых, сеть туристических агентств делает упор на обучение «новичков» и оказывает им постоянную поддержку. В-третьих, у компании есть сайты, на которых генерируются все заявки, и с первого дня работы франчайзи имеют доступ к этой базе, то есть получают клиентов.

Сейчас франшиза «Поехали с нами» стоит от двух миллионов до 2,5 миллиона тенге, цена зависит от того, где будет размещено турагентство: в регионе, в Алматы или Астане.

По данным Казахстанской ассоциации франчайзинга, особым спросом пользовались франшизы диагностической лаборатории «Олимп» и кондитерской «Крендель».

Как рассказала генеральный директор ТОО «Крендель» Зинаида Пархоменко в интервью abctv.kz, в 2017 году компания продала франшизу в Петропавловск, Аксу и Астану. Готовы купить франшизу Сибирь, Дальний Восток и Калининград.

«Недавно был звонок из Германии, бывшая павлодарка обратилась, хотела открыть «Крендель» там. Но мы пока к этому не готовы. Это проблемы по бухгалтерии, законам. А главное, им туда необходимо поставлять сырье, ездить контролировать. Ведь на самом деле франшиза предполагает отправку замороженной продукции… Мы к этому пока не готовы», – сообщила тогда г-жа Пархоменко abctv.kz.

По ее словам, в планах компании продавать по пять франшиз в год

В целом, по мнению г-на Кисикова, спрос на франшизы постоянный. И, несмотря на экономическую ситуацию, динамика продаж позитивная. Он отметил, что франчайзинг все еще является для казахстанцев экзотическим способом ведения бизнеса, соответственно, эта ниша все еще не занята. Поэтому на рынке наблюдается наплыв франшиз из соседних стран и низкая активность самих казахстанских предприятий.

Второе обстоятельство – классическое. Франчайзинг – это стадия эволюции бренда и предприятия. Все известные бренды, как McDonald's, KFC, когда-то начали с малых предприятий и на каком-то этапе роста пришли к франчайзингу. Сейчас идет этап становления в качестве бренда у казахстанских предприятий, а франчайзинг является частым спутником такого становления. Третье – в период кризиса и стагнации экономики предприятиям невыгодно держать филиалы. Они требуют расходов, а  дефицит денег порождает создание франчайзинговых отношений со вчерашними филиалами. Это выгодно обеим сторонам, что стимулирует работу по франшизе. Четвертое – в силу дефицита инвестиций бренды привлекают инвестиции будущих франчайзи. Это позволяет удержаться на рынке и создавать новые точки, при этом получая доход. Пятое – в последние годы Казахстан часто обсуждается на международном рынке благодаря масштабным проектам типа ЕХРО 2017, иностранным брендам интересно быть на новом рынке. К тому же Казахстан находится в стратегически важном регионе.

По прогнозам г-на Кисикова, в 2018 году в Казахстане появится еще парк брендов, при этом ряд неэффективных франшиз закроется. Они уже испытывают трудности из-за неправильного подхода к управлению. Но Казахстанская ассоциация франчайзинга все равно ожидает положительное сальдо на рынке в силу увеличения количества программ по поддержке малого и среднего бизнеса.

Римма Гахова