Государство хочет активно передавать свои функции бизнесу

Но прежде депутатский корпус намерен ввести ответственность саморегулируемых организаций за качество предоставляемых услуг.

13 Июня 2018 15:45 Автор: Ботагоз Омар
Государство хочет активно передавать свои функции бизнесу, СРО, Саморегулируемые организации, МСБ, МНЭ, Тимур Сулейменов, НПП «Атамекен»
Фото: primeminister.kz

Министерство национальной экономики (МНЭ) определило базовые подходы по передаче госфункций в конкурентную среду. Соответствующий законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам передачи государственных функций в конкурентную среду» был рассмотрен в среду, 13 июня, на пленарном заседании мажилиса Парламента в первом чтении.

Госорганы не смогут отказаться от своих функций самостоятельно. Для этого потребуется внести изменение в соответствующий отраслевой закон, пояснил, отвечая на вопросы народных избранников, глава МНЭ Тимур Сулейменов.

Пока в Казахстане эта практика только внедряется. Одна из функций, которая достаточно успешно была передана в саморегулируемые организации (СРО), – это оценочная деятельность. Но тогда, для того чтобы сделать этот шаг, пришлось вносить изменения не только в сам Закон «Об оценочной деятельности в Казахстане», но и внести корректировки в Кодекс об административных правонарушениях, чтобы предусмотреть ответственность СРО.

Как пояснил глава МНЭ, представляя законопроект депутатам, он закладывает правовую основу для расширения возможности граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования, а также передачи не свойственных государству функций в конкурентную среду саморегулируемым организациям.

При формировании данного документа была изучена лучшая практика стран ОЭСР. К примеру, в США действует закон об инвентаризации функций федеральных органов власти, который предписывает федеральным органам исполнительной власти ежегодно определять те функции, которые не являются по своей природе однозначно государственными и могут быть реализованы частными компаниями.

В 2016 году был проведен анализ, который выявил, что в стране нет критериев и системного характера передачи функций госорганов в конкурентную среду. Поэтому на законодательном уровне было решено закрепить цели, принципы и способы передачи функций госорганов в конкурентную среду, а также критерии, алгоритм отбора и передачи функций.

В конкурентную среду не будут передаваться функции, направленные на защиту национальной, информационной безопасности, обороны, охраны общественного порядка и так далее.

В то же время в конкурентную среду передается функция Министерства здравоохранения по определению степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи. Пока она осуществляется подведомственной организацией Министерства здравоохранения, но, по мнению депутатов, для объективности оценку качества предоставляемых Минздравом услуг должен производить независимый орган. Поэтому для обеспечения объективности предлагается данную функцию передать на реализацию неправительственным организациям, через госсоцзаказ. В этой связи и назрела необходимость по внесению поправок в Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения.

Кроме того, законопроектом предусмотрены положения, регламентирующие введение саморегулирования в сфере экологического аудита.

Главным новшеством законопроекта является ведение мониторинга качества реализации функций и механизм их возврата в случае некачественной реализации. Теперь, если СРО будет некачественно оказывать возложенные на них функции, этот вопрос будет выноситься на комиссию при правительстве, и при необходимости данная функция будет возвращена в госорган, который изначально ее оказывал.

Функции специально созданной при правительстве межведомственной комиссии будут прописаны законодательно. Кроме того, в законопроекте определены полномочия правительства и госорганов, роль Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», а также права и обязанности исполнителей функций.

Так, законопроектом предполагается несколько этапов передачи государственных функций в конкурентную среду, и на каждом этапе активное участие принимает НПП.

Отвечая на вопросы депутатов, заместитель председателя правления НПП Рустам Журсунов отметил, что сегодня инициаторами по передаче функций в конкурентный сектор выступают сами госорганы, и в то же время важную роль в успешной реализации 97-го шага Плана нации «100 конкретных шагов» играет бизнес-сообщество.

«Мы совместно с МНЭ проводим анализ готовности рынка. Проводится анализ как субъектов, так и ценовой политики, и для нас крайне важно, чтобы в конечном счете потребитель не пострадал. При НПП создан соответствующий департамент, созданы необходимые экспертные площадки для обсуждения. Более того, в рамках работы экспертной группы в мажилисе Парламента нами уже проведено 130 анализов готовности рынка и анализов регуляторного воздействия», – отметил Рустам Журсунов.

Проектом закона определяются пять способов передачи функций в конкурентную среду, которые предполагают полную либо частичную передачу. При полной передаче функция осуществляется исключительно за счет пользователей функций либо полностью переходит саморегулируемой организации. В данном случае функция законодательно исключается из компетенции госоргана и передается в конкурентную среду.

К частичной передаче отнесены известные в настоящее время способы передачи функций на реализацию через аутсорсинг, государственный социальный заказ и государственное задание.

Депутат Ерсултан Бектурганов выразил обеспокоенность, что одним из пяти способов передачи функций в конкурентную среду является передача функций за счет пользователей, то есть за счет физических и юридических лиц.

«Например, передача функции по предоставлению услуг технического осмотра авто, по выдаче удостоверения охотника, обучению охотничьему минимуму может привести к росту стоимости услуг», – отметил он.

Как отметил министр экономики, когда проводится анализ готовности рынка, в первую очередь определяется, насколько к передаче готова конкурентная среда.

«То есть если мы в результате анализа видим, что рынок не готов, есть возможность установления монопольной цены, есть возможность злоупотребления со стороны отдельных бизнес-субъектов, тогда эта функция будет сохранена в лоне государства и не будет передана. Тем не менее, мы разработали методику для определения базовой цены, которую рынок должен взять в качестве точки отсчета», – отметил министр.

«Мы не допустим ту ситуацию, когда бизнесу переданы функции, и бизнес этими функциями может воспользоваться для поднятия цены или понижения качества», – подчеркнул он.

Однако, как показывают обсуждения, законопроект требует доработки. Даже глава Миннацэкономики, отстаивая поправки перед народными избранниками, признал, что в законопроекте прописаны базовые принципы, все остальные детали еще необходимо дорабатывать.

«Мы пока в неизведанной территории, это для нас же новая реформа», – подчеркнул он.

«Необходимо какой-то более оперативный механизм возврата функций государственного регулирования предусмотреть, если мы видим грубые нарушения, допустим, саморегулируемыми организациями своего регламента, других каких-то требований, чтобы не терять времени, может быть, предусмотреть до второго чтения какой-то механизм, что в результате грубых нарушений может быть возвращено госрегулирование более оперативно», – предложил он мажилисменам.

Депутат Азат Перуашев считает, что исходя из законопроекта непонятно, по каким критериям выбираются те или иные функции для передачи в негосударственный сектор.

«В ходе обсуждения госорганы каждый раз применяют разные объяснения, что говорит о бессистемности и несогласованности работы различных министерств, каждое из которых руководствуется скорее ведомственными, чем общегосударственными интересами», – считает он.

Кроме того, он обратил внимание на то, что сегодня работники министерств и акиматов несут ответственность вплоть до уголовной за злоупотребление и коррупционные проявления при исполнении своих полномочий. Но ничего подобного в негосударственных органах нет, хотя им передаются права вплоть до остановки деятельности предприятий.

«Такие полномочия могут вполне использоваться для вымогательства и рейдерства. Тем более СРО за это ничего не грозит», – отметил депутат, подчеркнув, что соответствующая ответственность СРО должна быть прописана.

Кроме того, депутат удивлен, почему с передачей непрофильных функций штат чиновников сокращаться не будет, несмотря на то, что такой подход был заявлен в концепции развития предпринимательства, утвержденной правительством в 2014 году. Там было прямо указано, что передача функций подразумевает сокращение числа чиновников на 10%.

«Но в реальности таких решений нет, никто не собирается сокращать свои аппетиты», – отметил мажилисмен. При этом он сослался на ранние ответы правительства, данные после направления депутатских запросов.

«Правительство в своем ответе без тени сомнения говорит, цитирую: «Сокращение расходов и штатной численности госорганов не представляется возможным», – подытожил депутат.

«Наша фракция в январе приводила исследование ОЭСР, согласно которому доля чиновников в общем численности работающего населения Казахстана составляет 21 процент. Для сравнения, этот показатель в Германии составляет 14 процентов, в Австрии – 10 процентов, в Японии – менее восьми процентов», – отметил А. Перуашев.

«Нас 17 миллионов граждан Казахстана, и мы за счет бюджета содержим около 100 тысяч чиновников и менеджеров. Тогда как в Японии на 128 миллионов человек приходится всего девять тысяч чиновников. У них один чиновник обслуживает 14220 человек, у нас – 180 человек. То есть в нашей стране на душу населения в 80 раз чиновников больше. И сравните, чего добилась Япония и чего добиваемся мы», – подытожил он.

Ботагоз Омар